Что происходит в Санкт-Петербурге?
Сезон 2021 в Санкт-Петербурге начался не слишком удачно для операторов кикшеринга.
- В мае-июне произошло несколько резонансных ДТП на арендованных и личных электросамокатах и велосипедах с пострадавшими. СК возбудил уголовные дела
- В начале июня прошли обыски у некоторых операторов кикшеринга — Whoosh, Molnia, Bolt, Scoobee и Red Wheels. В СК объяснили обыски расследованием уголовного дела об оказании услуг, не отвечающих требованиям безопасности. Ведомство сочло, что одна из компаний работала «из корыстных побуждений, пренебрегая безопасностью иных участников движения». Затем обыски прошли и у Urent, Еleven, Mangoo и Вusyfly. Следователи отчитались о возбуждении шести уголовных дел о причинении вреда здоровью по неосторожности (часть 1 статьи 118 УК РФ) и хулиганстве (часть 2 статьи 213 УК РФ).
- В ночь на 8 июня кикшеринговые компании убрали самокаты с карт и приостановили работу в городе до урегулирования ситуации с властями.
- 9 июня комитет по транспорту подписал соглашение с операторами кикшеринга. Соглашение регулирует, в частности, скоростные ограничения и зоны, в которых использование и размещение электросамокатов запрещено, а также особые меры на время Чемпионата Европы по футболу.
Компании, по сути, оказались в ситуации, когда они вынуждены соглашаться на выставленные городом условия (не всегда обоснованные), для того чтобы продолжать работу.
Что происходит в Москве?
В Москве кикшеринг появился еще в 2018 году, когда новый сервис запустили Делимобиль (Делисамокат) и YouDrive (lite). Уже тогда город принял активное участие в запуске нового вида транспорта, и взял на контроль происходящее.
В целом отношение к безопасности электросамокатов у московских властей другое:
«Благодаря современным технологиям сервисы кикшеринга эффективно вписались в транспортную инфраструктуру города. Безопасность — это, конечно, приоритет. Мы не смотрим на кикшеринговые самокаты, как на угрозу, что подтверждается цифрами статистики аварийности. Самокаты — новый и полезный городу вид транспорта. Все предложения Министерства транспорта озвученные недавно уже учтены в работе сервисов на уровне правил их использования».
Это вызвано в первую очередь тем, что город занимает проактивную позицию:
- Власти города относятся к кикшерингу не как к развлечению, а как к виду транспорта: по мнению Москвы кикшеринг очень помогает в районах со слабо развитой сетью наземного транспорта и заменяет короткие поездки на каршеринге. В связи с этим город принимает активное участие в развитии и регулировании сервиса.
- В Департаменте с 2013 года работает команда, курирующая проекты шерингов.
- В Москве оферта для операторов кикшеринга существует еще с 2019 года, в ней регулируется деятельность операторов и установлены основные правила. В частности, там прописаны технические требования к самокатам, ограничения скорости, общие условия использования (например, запрет на перемещение на самокатах вдвоем). Оферта дополняется и пересматривается с участием компаний кикшеринга.
- Москва отказалась от free-float парковок еще в 2018 году на старте первых сервисов кикшеринга. Парковать электросамокаты можно только на городских вело-парковках.
- Данные о самокатах и поездках передаются в единую информационную систему департамента транспорта (ЕРНИС), что дает городу актуальную информацию о функционировании кикшеринга
В Санкт-Петербурге теперь тоже оферта. В чем разница?
Основная разница заключается в том, когда появились подобные правила и начался диалог города с игроками рынка.
Так, в Москве еще в первой версии оферты (2019 год) были обозначены требования к самим самокатам: про фары, светоотражающие элементы, звуковой сигнал, тормозную систему, а также оклейку Департамента Транспорта, что по сути создает ответственность города перед пользователями. Уже несколько лет действуют правила про запрет арендовать самокаты несовершеннолетним и перемещаться на одном СИМ вдвоем. Власти столицы оперативно реагируют на повестку, ведут переговоры с компаниями, вводят новые меры безопасности, созданные в сотрудничестве с операторами. Сюда относятся, например, «медленные зоны» (зоны с автоматическим ограничением скорости до 15 км/ч), которых в городе уже 45.
Санкт-Петербург занялся регулированием только сейчас, экстренно и весьма жестко, без соответствующих обсуждений. На заседании 9 июня у операторов кикшеринга по сути не было выбора, они были поставлены перед фактом и смогли убрать лишь несколько особо сложных для выполнения пунктов.
То же относится и к инфраструктуре: столица давно поняла необходимость установки достаточного количества велосипедных парковок, в то время как в Санкт-Петербурге инфраструктурый вопрос стоит очень остро. По данным Трушеринга, количество парковочных единиц, установленных городскими силами, в Москве в 2,5 раза больше. Почти половина всех парковок в Санкт-Петербурге — частные.