О том, как на бизнесе сказалась пандемия
Одно из направлений, которое выиграло от пандемии — это сервис доставки. Изначально «Логистикой» занималось несколько человек без отрыва от других проектов. Потом случилась пандемия, и сервис превратился в полноценный бизнес.
Если говорить про e-commerce, то в следующие пять лет он будет очень быстро расти из-за низкого проникновения онлайн-продаж в России. Коронавирус, однозначно, этому рынку помог.
«Мы за прошлый год пробежали два-три года эволюции. Но в этой точке мы оказались бы и без пандемии, просто через несколько лет.»
Про Яндекс.Такси, Uber, Везет и развитие сервиса
Изначально Uber в России — это встроенный в приложение Uber кусочек кода Яндекса. Система оказалась не совершенна: когда что-то ломалось, на исправление ошибок уходило слишком много времени. Теперь для каждой страны, в которой Яндекс сотрудничает с Uber, есть собственное приложение.
Uber, как акционер, активно помогает Яндексу в решении сложных вопросов:
«Недавно на рынок России пришел новый конкурент — китайский DiDi. «Яндексу» вообще везет. Мы почему-то выбираем те бизнесы, где конкуренция такая, что палке негде упасть. Мы сразу созвонились с ребятами из Uber, которые уже имели опыт на других рынках и поделились им с нами. Это бесконечно полезно.»
Что касается такси Везет, то Яндекс купил не бизнес, а «скорее колл-центры». Сейчас они больше задействованы в росте доставки, нежели Такси. Когда переговоры о покупке только начинались, Яндекс планировал купить весь бизнес целиком, а в итоге приобрел только колл-центры без технологий.
«Интересный факт: город с самым высоким проникновением поездок на «Яндекс.Такси» на душу населения — это город Ереван. То есть не просто не Москва, а даже не Россия. В Москве на самом деле самые низкие цифры среди всех..»
Сервис Яндекс.Такси представлен почти в двух десятках стран с разной степенью успешности. Самый удачный опыт — это Финляндия. При этом в Румынии проект пришлось вообще закрыть из-за жесткого регулирования.
У компании есть еще несколько идей о дальнейшем развитии Яндекс.Такси, но пока рассказывать не о чем. Идею с IPO решено временно отложить, чтобы оставить возможность быстрого принятия решений без дополнительных согласований и бумажной волокиты.
Экосистема по версии Яндекса
Экосистема — это скорее история про синергию активов, когда один плюс один не два, а хотя бы два с половиной. Один из ярких примеров — это история с грузовиками для доставки:
«Маркету нужны были грузовики для доставки. Строить экспертизу управления флотом вообще-то сложно. Но ведь есть же Драйв. Я позвонил [CEO Яндекс.Драйва] Антону Рязанову и говорю: давай вы купите сколько-то тысяч грузовиков и сами будете ими управлять? По сути, сделаете такой квази-Драйв для курьеров.
И в итоге сейчас все машины — 1,5 тысячи грузовиков, катающихся по разным городам, — это на самом деле такой же каршеринг Драйва. И курьер, который возит заказы Маркета, просто подходит на парковку, со своего телефона разблокирует, садится в эту машину и едет.
А управляет всем команда, у которой в этом волшебные крылья и которая много лет на сервис каршеринга потратила. Вот что для меня экосистема по-настоящему.»