В конце апреля агрегатор такси Lyft объявил о продаже подразделения по производству беспилотных автомобилей Woven Planet, дочерней компании Toyota. Сумма сделки — 550 млн долларов.
Ранее другой агрегатор такси Uber продал свои наработки в области беспилотного вождения стартапу Aurora. Сумма сделки составила около 4 млрд долларов, включая 400 млн долларов инвестиций Uber в Aurora.
Разбираемся, почему вложения в беспилотные технологии оказались грузом для обеих компаний, и есть ли вообще будущее у беспилотников.
Почему Uber отказался от своего грандиозного беспилотного проекта?
Uber вышел из игры с беспилотным вождением в декабре 2020 года. Исследовательское подразделение было продано стартапу Aurora, который вскоре после сделки объявил о сотрудничестве с Toyota.
Отмечается, что Uber вложил сотни миллионов долларов в разработку инновационной технологии, но так и не смог получить из этого хоть какую-то прибыль.
Автономные разработки Uber оказались в эпицентре двух скандалов. В марте 2018 года от столкновения с беспилотником погибла велосипедистка, которая переходила дорогу. Инженер внутри автомобиля отвлекся от дороги и не успел избежать столкновения.
Годом ранее Uber был втянут в скандал с Waymo. Последняя подала в суд, обвинив Uber в краже коммерческих секретов. Компании в итоге уладили конфликты, но Энтони Левандовски, бывший сотрудник обеих компаний, был приговорен к 18 месяцам заключения.
Uber начал работать над беспилотными технологиями в 2015 году, когда объявил о партнерстве с Национальным центром робототехники Университета Карнеги-Меллона. План Uber был грандиозен: заменить беспилотниками водителей, чтобы сократить расходы и стать прибыльной компанией.
В 2016 году Uber приобрел стартап в области автономных грузоперевозок Otto, возглавляемый Энтони Левандовски, бывшим инженером Google.
В том же году Uber запустил свою первую услугу беспилотного вождения для избранных клиентов в Питтсбурге с использованием парка модернизированных Ford Fusion. А в 2017 году компания расширила программу до Финикса, штат Аризона. Автомобили забирали пассажиров самостоятельно, но на переднем сидении каждого автомобиля находился инженер Uber.
В 2018 году Uber получил от Toyota инвестиции в размере 500 миллионов долларов, чтобы помочь сохранить автономное управление на плаву.
Год спустя Toyota уже совместно с Denso и SoftBank Vision Fund вложила в проект еще 1 млрд долларов.
К началу 2019 года Uber выделял до 200 миллионов долларов в квартал на разработку беспилотных автомобилей.
В ноябре 2020 Uber сообщил, что подразделение беспилотных технологий получило чистый убыток в размере 303 миллиона долларов за девять месяцев, закончившихся 30 сентября 2020 года.
Пандемия негативно сказалась на состояние самого Uber, и инвесторы долгое время настаивали на том, что компания должна продать беспилотное подразделение.
«Uber по-прежнему может участвовать в игре, не вкладывая огромные суммы денег, и у компании еще есть выход на рынок, когда беспилотная технология будет фактически развернута через несколько лет.»
Lyft так и не добрался до пятого уровня
Проект по производству беспилотных автомобилей Level 5 был запущен в июле 2017 года. Тогда компания выступила со смелым заявлением, что к 2021 году большинство поездок будет проходить на беспилотных транспортных средствах.
Развитие Level 5 было поступательным и без каких-либо скандальных историй. Тем не менее, затраты для Lyft оказались неподъемными, а перспективы — слишком туманными.
В декабре 2017 года команда уже приступила к испытаниях на частных дорогах, а в марте 2018-го — на дорогах общего пользования.
В октябре 2018 года в состав Level 5 вошла компания Blue Vision Labs, занимающаяся проектированием дополненной реальности.
В ноябре 2018 года появился пилотный проект для сотрудников.
Апрель 2019 года — начались испытания беспилотной платформы третьего поколения.
Ноябрь 2020 года — испытания беспилотной платформы четвертого поколения.
В апреле 2021 года Lyft решает продать свое беспилотное подразделение дочерней компании Toyota. Woven Planet после объявления сделки заявила, что теперь у нее будет «команда мечты» из примерно 1200 сотрудников, представляющих «одну из самых разнообразных, хорошо обеспеченных и талантливых групп в этой области».
«Эта сделка не только позволит Lyft сосредоточиться на развитии нашей ведущей автономной платформы и транспортной сети, но и поможет сократить сроки нашей прибыльности», — сказал другой соучредитель и президент компании Джон Циммер.
Как отмечают эксперты рынка, для Lyft состоявшаяся сделка — это признание того, что переход от экспериментальной концепции к производственному этапу не так прост, как предсказывали. Кроме того, Lyft необходимо достигнуть безубыточности, а сделать это, имея такое затратное подразделение, практически невозможно.
Toyota выбрала другой путь
Toyota обладает большими ресурсами и возможностями по развитию беспилотного направления. Компания уже сотрудничает со стартапом Aurora, который недавно приобрел Uber Advanced Technologies Group, структуру Uber, работающую над беспилотным такси.
В феврале автопроизводитель заявил, что будет разрабатывать и строить автономные минивэны для доставки пассажиров. В проекте принимает участие Aurora и давний партнер Toyota по поставкам Denso Corp.
Toyota разработала программное обеспечение для самоуправления под названием Chauffeur, которое по иронии судьбы также было кодовым названием для проекта Google по автономному вождению под руководством Криса Урмсона, ныне генерального директора Aurora.
У Toyota есть второй продукт под названием Guardian, который по сути представляет собой усовершенствованную систему помощи водителю, похожую на автопилот Tesla. Ни то, ни другое сегодня не представлено ни в одном серийном автомобиле.
В прошлом году Toyota начала строительство города-будущего. Автопроизводитель намерен превратить его в “город-прототип”, где сможет тестировать беспилотные автомобили и другие новаторские решения.
Кто еще в строю беспилотных технологий?
Из крупных условно самостоятельных игроков на рынке беспилотных технологий остались Aurora, Argo AI, Cruise, Motional, Waymo и Zoox. Все они так или иначе связаны с автопроизводителями или крупными технологическими компаниями.
Aurora, как уже упоминали ранее, плотно сотрудничает с Toyota. У Argo AI два основных инвестора — Ford Motor и Volkswagen Group. Motional — совместное предприятие Hyundai Motor Group и Aptiv. Waymo — проект Google, Zoox появилась как самостоятельная компания, а потом была выкуплена Amazon.
Опыт разных компаний показал, что реальность разработки и внедрения безопасных и надежных беспилотных транспортных средств оказалась бездонной денежной ямой. Когда хотя бы один проект доберется до финиша, до сих пор неизвестно.