Сервис аренды личных автомобилей “Рули” запустился 30 апреля. Мы решили узнать, что о нем думают эксперты, собственники личных автомобилей, потенциальные арендаторы и представители каршеринга.
Что такое "Рули"?
C помощью сервиса «Рули» собственники могут сдать свой автомобиль в аренду друзьям и знакомым. Это главное отличие «Рули» от краткосрочной аренды — собственник сам выбирает, кому из его окружения будет доступен автомобиль.
Условия аренды также устанавливает владелец машины, причем не обязательно брать деньги за аренду. Также можно условиться о дополнительных параметрах аренды, например, вернуть автомобиль помытым или с полным баком.
«Почему друзьям и знакомым? Сейчас большинство людей воспринимает свой автомобиль как очень личное пространство. Не каждый готов пустить за руль постороннего, поэтому, на первом этапе вы сами сможете выбирать, кому доверить свой автомобиль из круга знакомых вам людей.»
Как и для обычного каршеринга, потребуется установка специального оборудования. Однако все это позволит разгрузить город.
По данным Дептранса, москвичи пользуются личным автомобилем только 7% времени. При этом больше половины (54%) расстаться со своей машиной не готовы. Новый сервис как раз предлагает компромиссное решение — личный автомобиль, который чаще всего простаивает, может приносить дополнительный доход.
Урбанист Аркадий Гершман считает, что история подобного сервиса схожа с Airbnb — не каждый собственник готов сдавать свою квартиру, но при этом сервис существует, и многие им пользуются. Подобный сценарий возможен и с «Рули»: по мере того, как будет меняться отношение к личному автомобилю, пользователей станет больше.
Выстрелит или нет? Мнения разделились
Идея «народного каршеринга» была встречена с осторожностью. Многие комментаторы не поняли, чем «Рули» будет отличаться от обычного каршеринга:
Это не так. Сервис «Рули» создан именно для того, чтобы кто-то пользовался вашим автомобилем, пока он не нужен. Все условия аренды, в том числе времени и возврата, будут фиксироваться заранее.
Магомед Колгаев, руководитель проектов шеринга Дептранса, подчеркнул, что автомобили предоставляются в пользование родственникам, друзьям и соседям, то есть людям, которым пользователь доверяет. Такой пул потенциальных арендаторов предполагает их бережное отношение к чужой собственности.
Многие читатели посчитали, что подобные взаимоотношения могут повредить приятельским или родственным отношениям:
Некоторые читатели решили, что «Рули» окажется подходящей площадкой для развития мелкого предпринимательства:
Представитель Дептранса подчеркнул, что для допуска в сервис автомобиль должен находиться в пользовании не менее полугода, быть оформленным на физическое лицо. У одного собственника в сервисе может быть только один автомобиль.
Кто-то счел сервис подходящим для тестирования локального каршеринга в районах с плотной застройкой:
Были среди читателей и те, кто в целом оценил идею нового сервиса положительно, но отметил сложности, которые могут возникнуть из-за установки телематического оборудования:
Некоторые комментаторы считают, что в итоге сервис все равно найдет свою целевую аудиторию:
Многие комментаторы отмечали, что могут и так дать машину другу без дополнительных договоренностей в приложении. Полина Волкова, главный редактор Трушеринга, считает, что идея сервиса «Рули» позволяет взглянуть на ситуацию намного глубже:
Концепция "Рули". Что говорят эксперты
«У нового формата шеринга машин может быть большое будущее», — отмечает Алексей Сергеев, генеральный директор Ситидрайв. «Это один из шагов к тому, чтобы оптимизировать использование транспорта и парковочных мест в городе».
Подобного рода сервисы могут стать промежуточным шагом для конечных потребителей от частного автомобиля к автомобилю как сервису, к каршерингу, — полагает соосновательница BelkaCar Лориана Сардар. Сервис хорошо ложится в тренд sharing economy и займёт нишу в части рынка, которая пока не покрыта каршерингом.
«Запуск проекта «Рули» поддержит дальнейшее развитей транспортной инфраструктуры городов, даст новое прочтение понятию «городская мобильность» и главное — сможет повысить эффективность владения личным автотранспортом», — считает руководитель пресс-службы Делимобиль Алена Балакирева.
На начальном этапе довольно сложно говорить о плюсах и минусах подобных сервисов, — рассуждает Алексей Сергеев. Уже на этом этапе понятно, что основной особенностью является ограниченный спрос для «арендодателя» и ограниченное предложение для «арендатора».
Новый сервис — это скорее про то, как мы пользуемся городской землей, — подчеркивает Аркадий Гершман. В первую очередь он решит проблему парковочных мест во дворе или транспортную доступность отдаленных районов.
С Аркадием Гершманом согласна соосновательнца каршеринга BelkaCar Лориана Сардар:
«Главный плюс в том, что народный каршеринг дает возможность эффективнее использовать собственный автомобиль, когда он тебе не нужен, автомобиль не простаивает, а зарабатывает деньги и, как минимум, покрывает амортизационные расходы, а как максимум снижает нагрузку на окружающую среду и инфраструктуру.»
Ксения Собчак в своем телеграм-канале «Кровавая барыня» сравнила новый проект с Booking, отметив что пользовалась схожим сервисом в США: «Посмотрим, как пойдет в Москве, но как минимум теперь легче давать машину друзьям — без внесения в страховку. Ситуации разные бывают, согласитесь».
Из минусов нового сервиса эксперты отметили невозможность отследить, прошел ли арендный автомобиль все необходимые проверки и техническое обслуживание.
«За обслуживание, обработку, контроль состояния и качества в «Рули» отвечают сами пользователи, машины находятся в частной собственности, что, конечно, будет накладывать определенный отпечаток на пользовательский опыт», — считает соосновательница BelkaCar Лориана Сардар.
Читатели отметили, что подобный сервис лучше себя зарекомендует, если будет введен рейтинг водителей. При этом установка дополнительного оборудования и открытая страховка значительно снижают его привлекательность:
Представитель Дептранса рассказал Трушерингу, что рейтинг пользователей — это одна из опций, которая уже запланирована. Он поблагодарил за обратную связь и отметил, что к подобным предложениям в сервисе с радостью прислушаются.
Отметили читатели и недоработку «Рули» в части ответственности сторон:
По словам представителей сервиса тестовый запуск организован именно для того, чтобы понять, какие именно доработки необходимы. Так, возможность подключить Каско — один из первых пунктов на повестке.
Станет ли "Рули" конкурентом обычному каршерингу?
Как отмечает генеральный директор Ситидрайв, «Рули» — это совершенно другая услуга и другой рынок. Шеринг для друзей и соседей предназначен не для ежедневного спроса.
«Проект «Рули» скорее является дополнением к каршерингу и владению собственным автомобилем», — считает сооснователь каршеринга BelkaCar Лориана Сардар.
«Драйв не видит в народном каршеринге конкурента», — комментирует руководитель пресс-службы Яндекс.Драйв Яна Имайкина.
"Наоборот, это отличный способ популяризации sharing-экономики в больших городах. Формат отличается от привычного каршеринга, но в нем заложена та же философия, что и в нашем сервисе: формирование привычки совместного потребления у людей во имя комфорта, экологии и оптимизации городского пространства."
Такого же мнения придерживается и представитель Делимобиля: «Несмотря на различия в аудитории и сценариях использования наших сервисов, вместе мы будем одно делать общее дело: помогать городу разгружать дороги».
Мировой опыт
Сервисы, подобные “Рули” (но не такие же по сути), есть по всему миру и успешно функционируют. Один из самых ярких примеров — компания Turo, которая представлена в нескольких странах — Великобритании, США и Канаде. Собственники регистрируют свои автомобили в специальном приложении и выставляют условия аренды, в том числе стоимость и время.
В Чехии работает p2p-каршеринг HoppyGo. Для подключения к сервису принимают машины не старше 15 лет с пробегом менее 300 тыс. километров. Система автоматически рассчитывает возможную стоимость аренды, но собственник может поменять ее в пределах 50% от обозначенной суммы.
В Индии есть подписочный сервис ZAP, который предполагает не только аренду автомобиля по подписке, но и последующую его сдачу в субаренду.
Сама идея делиться личным автомобилем не нова — еще в 1948 году в Швейцарии появился кооператив Sefage (полное название – Selbstfahrergemeinschaft). Это был своеобразный клуб, в котором люди, живущие в одном районе, делили между собой стоимость автомобиля. Бронировать его надо было заранее по телефону, а ключи находились в сейфе на стоянке.
К сервису пока действительно очень много вопросов, поскольку идея для наших пользователей новая и совершенно непонятная.
Редакция Трушеринг пообщалась с руководителями сервиса, задала наиболее частые вопросы, ответы на которые можно будет услышать в подкасте «Куда мы катимся» и прочитать в текстовой версии.
Stay tuned!