Выручка за 2020 год
- Делимобиль («Каршеринг Руссия») — 5,296 млрд рублей (на 33% больше, чем в 2019);
- BelkaCar (АО «Каршеринг») — 1,99 млрд рублей (на 5% больше, чем в 2019);
- YouDrive (с 12 апреля 2021 года — Ситидрайв, «Новые транспортные системы») — 1,2 млрд рублей (+42% по сравнению с 2019).
Ранее BelkaCar публиковала данные о показателях за 2020 год и указывала выручку в размере 2,4 млрд рублей. Однако в сообщении BelkaCar выручка была указана с учетом дополнительной деятельности.
Убытки за 2020 год
- Делимобиль — 2,42 млрд рублей (+13%);
- BelkaCar — 1,84 млрд рублей (+33%);
- YouDrive — 1,35 млрд рублей (убыток вырос более чем вдвое).
Яндекс.Драйв
Под брендом «Яндекс.Драйв» с апреля 2020 года работает компания «Яндекс.Каршеринг». Результаты компании за 2020 год составили 68 млн рублей выручки и 710,4 млн рублей убытка.
Ранее основным юрлицом сервиса считалось ООО «Яндекс.Драйв», но данных для этой компании за 2020 год не приводится. В 2019 году выручка ООО «Яндекс.Драйв» составила 7,4 млрд рублей, а убыток — 2,4 млрд.
Представитель оператора сообщил РБК, что указанные показатели не отражают итоги каршеринга. По данным Яндекса, выручка Яндекс.Драйва в 2020 году увеличилась на 13% и составила 8,5 млрд рублей, а размер убытка в компании не раскрывали.
UPD: мы запросили комментарий по поводу данных Яндекс.Драйва и работаем над этой публикацией.
Каким был 2020
Каршерингу пришлось несладко, ведь с апреля по конец мая из-за коронавируса работа операторов была законодательно приостановлена. В конце мая запрет на работу каршеринга был снят, но был введены ограничения по минимальному сроку аренды в 5 дней. И только с начала июня эти ограничения были сняты.
В результате этих мер общее число поездок, по данным исследования Российской ассоциации электронных коммуникаций и ТИАР-центра, снизилось на 10% до 79 млн (из них порядка 42-45 млн поездок, по данным столичного Дептранса, было совершено в Москве). Выручка сервисов при этом все равно выросла на 9% — за счет увеличения среднего срока аренды и повышения тарифов.
Мы уже приводили подробный анализ того, как на каршеринге сказалась пандемия. По мнению экспертов, ограничения были нелогичными и ничем не обоснованными. Во время запрета на работу компании большой четверки теряли от 10 до 25 миллионов рублей в день только на лизинге.
Такое же мнение высказал для РБК гендиректор ТИАР-центра и руководитель кластера Sharing Economy РАЭК Антон Губицын: пандемия могла привести к развитию каршеринга, ведь в условиях пандемии он был бы более безопасной альтернативой общественному транспорту. В итоге вышло наоборот: ограничения затормозили развитие отрасли и привели к тому, что темпы роста сократились, региональная экспансия остановилась, а небольшие игроки вынуждены были уйти с рынка.
Планы на 2021
В BelkaCar рассказали, что компания ожидает роста всех ключевых показателей бизнеса, в том числе и выручки, которая должна увеличиться на 50%.
В Ситидрайве ожидают увеличения аудитории и числа аренд, а следовательно и роста на рынке. По словам генерального директора сервиса Алексея Сергеева, чтобы улучшить показатели прибыли, компания стремится нарастить аудиторию с помощью интеграции с «Ситимобил» и расширения парка машин в столице.
Сможет ли кто-то из операторов каршеринга стать прибыльным в 2021 году, оценить сложно. По мнению Антона Губицына, это будет зависеть от множества факторов: роста цен на новые машины, распространения системы платных парковок, возможности введения субсидий для электрокаров, повторения ограничений на пользование каршерингом в случае обострения COVID-19 и др.