Для того, чтобы эфиры смотрели, а статьи читали, журналисты выбирают темы «поострее», «похайповее». Когда речь заходит о каршеринге, таких тем всего две: аварийность и фейковые аккаунты.
Постоянно повторяю всем: нет никакой «проблемы каршеринга». В лифте гадят не пользователи лифта, а люди. Так и здесь: это не пользователи каршеринга негодяи, это люди плохо паркуют машины и нарушают правила.
В день в Москве происходит больше 800 ДТП, но обычные аварии не привлекают такого внимания. Почему? Да потому что они не объединены ни по какому признаку, как каршеринг (оранжевой оклейкой и логотипами компаний).
Так уж сегодня устроен медиарынок и потребление контента: людям нужна всякая дичь и общий враг. И не важно, что за рулем каршеринга те же самые люди: у ~50% из каршероводов есть личные авто. Сегодня плохой водитель в каршеринге, а завтра на своей.
Создание такого образа совершенно не идет на пользу индустрии. СМИ оказывают каршерингам медвежью услугу, препятствуя формированию субкультуры ответственного отношения арендаторов к арендуемому автомобилю.
После очередной волны набросов в государственных СМИ и изданиях, которые в теме не разбираются, собрали ответы на самые частые вопросы
Содержание:
Правда ли, что каршеринг страшно аварийный? →
Правда что в каршеринге много фейков? →
Правда, что каршеринги не проверяют статус прав своих пользователей? →
Правда, что данные пользователей утекают из каршерингов? →
Правда ли, что каршеринг страшно аварийный? Как ни включу телевизор: снова авария на кш
Коротко: Нет, это неправда. Аварийность каршеринга не сильно превышает аварийность личного автомобиля и соответствует росту рынка.
Подробно: В начале 2021 года вышло свежее исследование о безопасности каршеринга. Его провел экспертный центр «Движение без опасности».
Главный тезис исследования в отношении безопасности звучит так: рост числа ДТП соотносится с ростом автопарка и пользовательской базы каршеринга.
Вместе с количеством автомобилей растет количество пользователей и, конечно, количество поездок. Причем рост очень значительный: например, в конце 2019 года количество активных пользователей каршеринга достигло 228,8 тысячи человек, показав прирост в 343% по сравнению с 2018 годом.
Эксперты отмечают, что на 1000 пользователей в 2018 году приходилось 2,02 ДТП, а в 2019 году — 2 ДТП. Несмотря на то, что парк и количество поездок в эти годы выросли, количество ДТП практически не изменилось.
Также эксперты утверждают, что по большей части пунктов профиль нарушений водителей каршеринга и личных автомобилей совпадает.
Это в очередной раз подтверждает тот факт, что за рулем каршеринга находятся те же самые водители, которые водят личные автомобили. Проблема не в оранжевой оклейке.
А правда что в каршеринге много фейков? Кто угодно может купить аккаунт за минуту?
Коротко: Нет, это неправда. Проблема фейков была, но операторы сделали много заградительных барьеров. И они работают.
Подробно: Действительно, на заре работы каршеринга в России купить или сделать фейковый аккаунт было достаточно просто. Мы (редакция Трушеринга) активно боролись с этим явлением, банили аккаунты продавцов и объясняли читателям, чем это грозит (а грозит это уголовной статьей, потому что классифицируется как угон).
Операторы каршеринга, разумеется, о проблеме знали и разрабатывали способы борьбы с фейками.
Мы первыми ввели селфи-проверку, которая является достаточно эффективным методом в борьбе с фейками. Кроме того, система умеет распознавать, если в аккаунт пользователя выполнен вход с нового устройства. В этом случае мы уведомляем клиента, если вход выполнил не он, то он может деавторизоваться на всех устройствах.
Сейчас такой проблемы, как пять лет назад, нет. Операторы больше всех заинтересованы в том, чтобы точно знать, кто именно находится за рулем, и потому вводят различные функции, которые позволяют отлавливать фейков при регистрации и в процессе аренды.
К ним относятся, например:
— скоринг при регистрации,
— запрет загружать фотографии документов (их можно сделать только в приложении),
— двухфакторная авторизация,
— анализ стиля вождения,
— селфи перед поездкой, которое автоматически сверяет лицо водителя и лицо на документах,
— различные разработки компаний.
Бывает так, что открыть машину и сесть за руль хочет не тот, кто владеет аккаунтом. С помощью особых алгоритмов мы понимаем, когда так происходит. Тогда Драйв просит у водителя снять селфи и отправить его на дополнительную проверку. Без такой проверки невозможно будет начать аренду.
В целом, все операторы считают, что проблема фейков уже не актуальна, и процент таких пользователей крайне низок.
В нашем сервисе проблема полностью побеждена, потому что технологии, которые мы используем, позволяют выявить все попытки манипуляций с аккаунтами. Эта технология называется Liveness (технология обязательного «живого» селфи).
Перед тем, как начать аренду, система в рандомном порядке просит пользователя сделать фотографию в автомобиле в динамике (то есть нужно в разные стороны повернуть голову). Фотография довольно быстро (в считанные доли секунд) сверяется с тем пулом документов, которые были предъявлены при заявке на создание аккаунта (в/у и паспорт). Если системе что-то не понравится, автомобиль нельзя будет завести и, соответственно, поехать на нем.
Эта технология позволяет полностью исключить возможность, что за рулем автомобиля будет не тот человек, которому принадлежит комплект документов и которого наша служба безопасности верифицировала и одобрила в качестве клиента.
Усилия каршерингов по решению проблем подтверждают и сторонние эксперты.
Ситуация с фейковыми аккаунтами улучшается. Каршеринговые компании системно работают над этим.
Продаются ли аккаунты? Да, к сожалению, продаются. Но это не значит, что они действительно работают, и что за рулем каршеринга может оказаться кто угодно.
Продажа аккаунтов — это бизнес по обману обманщиков. Те, кто хочет купить аккаунт и обмануть систему, переводят деньги другим мошенникам. Мои личные сообщения завалены просьбами помочь наказать тех, кто продал им неработающий аккаунт. Разумеется, никак помогать этим людям я не собираюсь. Но это прямо говорит о том, что образ "любой может купить аккаунт" - это фейк, который активно раздувается в СМИ. А компании знают об этом и отсеивают подозрительных "пользователей" еще на этапе регистрации.
Правда, что каршеринги не проверяют статус прав своих пользователей?
Коротко: Нет, это неправда, каршеринги проверяют пользователей и после регистрации. Но и тут есть сложности.
Подробно: Все операторы осуществляют проверку документов при регистрации пользователя, а также время от времени проверяют действительность прав уже зарегистрированных пользователей. К сожалению, сейчас у операторов нет беспрепятственного доступа к базе данных ГИБДД для проверки наличия прав у водителей. Если кто-то лишится прав, операторы не смогут узнать об этом автоматически. API, о котором написано на сайте ГИБДД, вводит в заблуждение: проверить валидность в/у там нельзя.
На том же сайте есть проверка водительских удостоверений, но запрашивать проверку надо вручную, чем и занимаются операторы (как самостоятельно, так и через аутсорс). Так они перепроверяют данные о правах пользователей, чтобы актуализировать их статус. Однако после 5–10 таких проверок вылетает капча, а доступ к сайту блокируется. Разумеется, невозможно ежедневно проверять миллион аккаунтов в ручном режиме с такими ограничениями.
Операторы давно просят автоматическую проверку и доступ к базе данных водительских прав, чтобы исправить эту проблему, но пока что обещанные доступы не были предоставлены.
Это правда, операторы действительно хотели получить доступ к базе лишенных прав по API, но вопрос ещё открыт. У компаний каршеринга на данный момент нет онлайн-инструмента для проверки статуса по водительским правам.
Пользователь на момент регистрации может сделать реальный аккаунт с действующими водительскими правами, а после лишения прав — продолжать пользоваться сервисом.
А правда, что данные утекают из каршерингов?
Коротко: Такая проблема была, есть несколько случаев утечки данных от уже закрывшихся операторов каршеринга. Ни один из основных игроков никогда не был замечен в утечке данных.
Подробно: Действительно, несколько лет назад были случаи утечки данных из ныне закрытых компаний. Ни один из ныне работающих крупных операторов ни разу не был замешан в подобных утечках. Подозрения были, но каждый раз выяснялось, что фотографии документов были «слиты» из других источников, а операторы каршеринга непричастны к происходящему.
Мы писали о том, как обезопасить свои данные (причем это полезно не только в каршеринге, но и при отправке документов в другие сервисы):
Итоги
1. Любые проблемы с безопасностью — это в первую очередь большие проблемы для операторов каршеринга. Как никто другой они борются с этим, чтобы не терять клиентов, репутацию и деньги.
2. Некоторые проблемы еще есть, но они совершенно не так страшны, как их пытаются выставить.
3. Вокруг каршеринга множество мифов, поддерживающихся хайпующими СМИ и их доверчивыми зрителями
4. В семье не без урода. Плохие водители есть и в каршеринге, и за рулем обычных автомобилей. Нельзя судить обо всех каршероводах по единичным негативным случаям.
5. Ответственных и адекватных каршероводов — большинство. Что еще раз доказывает несостоятельность мифа.