Итоги прошлого сезона
В прошлом году всем не хватало самокатов – денег ни у кого на закупку в больших объемах не было, а аудитория уже была готова к активному использованию кикшеринга. Поэтому цены у отдельных сервисов доходили до 9 рублей за минуту и выше.
В этом году все подготовились и закупились самокатами, поэтому спрос и предложение придут в равновесие – рынок будет более насыщенным, поездки станут доступнее и потребители останутся довольны.
В прошлом году многие городские власти осознали значимость кикшеринга для развития транспортной инфраструктуры города. Руководство Москвы в целом взяло курс на развитие микромобильности.
Радует, что это не только столичный тренд, другие города, например Казань, тоже очень поддерживают развитие кикшеринга, понимая, что этот транспорт и привлекает туристов, и повышает мобильность жителей города.
Почему новый сезон будет круче предыдущего?
В этом сезоне нас ждет интенсивный рост. Аудитория распробовала кикшеринг, поэтому будет активно им пользоваться. Сказывается и тот факт, что в России не очень много прецедентов воровства самокатов. Это серьезный плюс для кикшеринговых компаний.
Пока не реализован огромный туристический потенциал, но, когда снимут ограничения (а в Москве они уже фактически сняты) и откроются границы, это станет еще одним драйвером роста.
Какой город подходит кикшерингу?
Таких городов много. Где-то не хватает пока базовой инфраструктуры в виде выделенных дорожек, парковок и так далее. Но во многих южных городах — Сочи, Краснодаре, Анапе — уже достаточно удобно передвигаться на электросамокатах. Да и погода позволяет делать это круглый год.
Стоит ли ждать массового запуска кикшеринга в Москве?
В Москве в прошлом сезоне было мало самокатов, мало игроков. Новые компании, вероятно, еще запустятся, а те, что были на рынке – будут наращивать активно парк.
Прошлый год показал, что кикшеринг – востребованный транспорт, потребитель и рынок до него дозрели. Потенциал московского рынка – 100 тысяч самокатов, и в ближайшие три года он будет только расти.
В Москве до сих пор очень низкое проникновение этого транспорта (40 самокатов на 100 тысяч жителей). Многие считают, что развитию кикшеринга мешает холодная зима, но европейские лидеры по количеству самокатов на душу населения – скандинавские столицы: Стокгольм (более 1100 самокатов на 100 тыс.) и Осло (726 на 100 тыс.). Так что и мы возможно придем к тому, что кикшеринг может быть доступен в столице на протяжении 9 месяцев в году.
А какой потенциал у Петербурга?
Потенциал рынка Петербурга — порядка 50 тысяч самокатов. Здесь тоже пока не до конца разыгран туристический фактор. Но в Питере в прошлом году было 10 игроков. Это много. Постепенно рынок консолидируется и станет меньше игроков, но у них будет больше парк и покрытие.
Какие перспективы у кикшеринга в России и когда наступит точка пресыщения?
В этом году кикшеринг будет развиваться очень активно, скорее всего появятся и новые игроки. Пока рынок далек от насыщения. К тому же кикшеринг — новый вид транспорта для большинства городов, поэтому спрос пока только формируется. Он будет еще какое-то время расти, вслед за ним будут расти и игроки.
А вот в перспективе двух-трех лет компании помельче уйдут с рынка или произойдет консолидация рынка.
Возможна ли в России в массовом масштабе модель, когда не нужно пристегивать самокат?
Некоторые операторы пробуют такую модель, но это все-таки не совсем свободная парковка. С другой стороны, во многих городах, даже в Москве, не хватает парковочных мест, поэтому потребность в модели без замков есть. Скорее всего, рано или поздно рынок к этому придет.
Три причины, почему российским городам нужен кикшеринг
1. Пробки. Речь не только про Москву, но и многие города-миллионники. Краснодар вообще едва ли не лидер по протяженности пробок на количество населения. Там, где на машине из-за трафика приходится ехать 40–50 минут, на электросамокате легко проехать за 10.
2. Неразвитая транспортная инфраструктура городов. Если в Москве с этим все хорошо (хотя в центре зачастую добраться куда-то на велосипеде/самокате будет быстрее и удобнее), то во многих регионах ситуация сложнее. Электросамокаты могут компенсировать недостатки транспортной инфраструктуры на коротких поездках и отлично дополняют поездки на такси, когда на самокате доехать быстрее в объезд пробок.
3. Плохая экология. В отличие от личного автомобиля, кикшеринг экологичный вид транспорта. И для массовой эксплуатации электросамокатов не нужна такая инфраструктура, как, например, для электромобилей. Поэтому кикшеринг может помочь городам снизить автомобильный трафик и, как следствие, улучшить экологическую ситуацию.