Московский Дептранс выложил рейтинг операторов каршеринга. Мы спросили у представителя департамента, что кроется за этой статистикой, и уточнили у операторов, насколько она отражает реальное положение дел.
Что это за рейтинг и зачем он нужен?
Рейтинг был опубликован 26 февраля в телеграм-канале «Дептранс Москвы». В нем учитываются данные шести операторов: Яндекс.Драйв, Делимобиль, BelkaCar, YouDrive, Rentmee и Bumerang.
"Московский каршеринг продолжает показывать позитивную динамику — за 6-ой год работы сервиса жители города совершили более 130 млн поездок, а в автопарке операторов сейчас более 25 тысяч авто. Сегодня мы насчитываем свыше 1 млн активных пользователей. Ежедневно жители совершают около 125 тысяч поездок. Благодаря тому, что машины краткосрочной аренды используются несколькими водителями в сутки, снижается нагрузка на дороги и улучшается экологическая ситуация в городе, а также сдерживается рост числа личных автомобилей"
С помощью рейтинга Департамент транспорта хочет «показать жителям эффективность каждого оператора по различным критериям. У кого-то лучше дела с количеством поездок и утилизацией на 1 авто, у кого-то низкие показатели по штрафам и ДТП, а у третьих низкие тарифы».
Однако к приведенному рейтингу есть множество вопросов, в том числе — у операторов.
"Часть информации по рынку в целом и отдельно по компаниям, очевидно, содержит ошибки. Значительная часть данных не совпадает с актуальными, которые есть у нас.
Очень тяжело понять, зачем нужен такой рейтинг, и уж совсем непонятно, зачем он нужен с такими данными. Указанные в рейтинге метрики являются очень значимыми для частных компаний, при этом приведены они некорректно и содержат значительное количество ошибок".
Какие данные учитывались в рейтинге?
В рейтинге представлены наиболее актуальные данные: за месяц с 15 февраля по 15 марта 2021 года, за исключением сведений по ДТП и штрафам — они представлены за 2020 год.
В составлении рейтинга учитывались только автомобили каршеринга, у которых есть действующие льготные парковочные разрешения, то есть машины «в оклейке». По таким автомобилям Дептранс собирает подробную статистику.
Что не так с количеством машин?
Как и было сказано, в рейтинге учтены только машины, у которых есть парковочное разрешение — то есть это машины с оранжевой оклейкой. Это значит, что автомобили бизнес-класса и грузовые, которые есть в парках операторов, не вошли в статистику, и, например, вошли те, которые уже не используются.
«Количество действующих разрешений не равно количеству автомобилей в парке любого оператора, так как среди действующих разрешений есть тотальные авто, которые по факту уже выбыли из парка. На текущий момент количество автомобилей в парке BelkaCar в Москве – 4000 машин.»
Что не так с активной аудиторией?
Операторы не согласны, что в таком виде рейтинг отражает реальное положение дел. В BelkaCar отметили, что для оператора «под параметром «активная аудитория» приведены данные о среднем количестве пользователей за 1 месяц, для конкурентов, похоже – вся активная база. При этом, для того, чтобы числа были сопоставимы, нужно указывать всю нашу активную базу: больше 1 миллиона пользователей, из которых около 200 000 пользуется сервисом в среднем каждый месяц».
Активная аудитория напрямую зависит от автопарка, но в целом, аудитория у каршерингов общая: большинство пользователей предпочитает зарегистрироваться сразу в нескольких приложениях, чтобы иметь как можно больше доступных машин.
"Я активно пользуюсь ТОП-4 каршерингами и считаю, что мой личный автопарк — 20к+ машин, к которым я имею доступ в любое время. Это уже привычное, но если вдуматься, крайне необычное ощущение."
Что не так со стоимостью?
Вызывает вопрос и сравнение тарифов. Почему-то в рейтинге указан динамический тариф только у Яндекс.Драйва, в то время как другие операторы из большой четверки уже давно ввели его у себя в том или ином виде.
"Динамические тарифы сейчас есть у всех крупных каршеринговых игроков, это важная часть сервиса. Указывать цену нужно или для всех, или не указывать вовсе. В рейтинге же для одного игрока выбран один подход, а остальных – другой"
Кроме того, отмечает представитель BelkaCar, средняя стоимость суточных тарифов, как и в случае со среднестатистическим пробегом, сильно зависит от класса автомобиля, «поэтому голословное сравнение в данном случае неуместно». Это подтверждают и данные недавнего исследования Яндекс.Драйва: бизнес-класс лидирует по времени в использовании и километражу в сравнении с другими типами.
Суточные тарифы у разных операторов включают в себя различные условия. Так, самый дешевый по рейтингу суточный тариф оператора YouDrive не включает в себя пробег (то есть он оплачивается дополнительно, фактическая стоимость суточной аренды будет выше).
При этом YouDrive лишили заслуженного первенства по зонам: введенный в ноябре 2020 года тариф «Радиус» позволяет уезжать на 2000 км от зеленой зоны (в пределах РФ).
Что не так с количеством автомобилей?
В рейтинге Дептранса указано, что в среднем автомобили Яндекс.Драйва совершают 6,1 поездку в день, но в недавнем исследовании самого оператора говорилось о 8-ми поездок в будний день и о 9-ти в выходной. При этом среднее количество поездок сильно разнится в зависимости от типа автомобиля. Например, автомобили класса эконом совершают в среднем по 8,2 поездки в сутки, проезжая 94 километра. Меньше всего поездок в сутки у бизнес-класса — 6,4 и 143,9 километра.
Стоит отметить некоторую нестыковку в данных по Яндекс.Драйву: даже если считать данные Дептранса корректными, при 55,6 тысяч аренд в сутки и 10,8 тысяч автомобилей среднее число поездок на машину будет 5,15, а не 6,1. Некорректны подсчеты и у YouDrive.
BelkaCar тоже отмечает некорректность данных. По статистике оператора в сутки совершается 21,6 поездок, а на одну машину в сутки приходится 5,4 аренды. У Дептранса указано, что 4,5 аренды.
Что еще не так?
Вопросы вызвало выделение зеленым цветом (то есть, обозначение, как лучший результат) в разделах о стаже и возрасте и продолжительности поездки.
Минимальные стаж и возраст — странный критерий для сравнения, и почему 21/2 считается лучшим результатом, не совсем ясно. То же относится и к средней длине и продолжительности поездки: показатели большой четверки очень схожи (в пределах 30-40 минут и 15-17 км на одну поездку), и почему один из вариантов выделен как лучший, не совсем понятно.
В Дептрансе нам объяснили, что это связано с тем, какие показатели в этих критериях предпочтительнее для города:
"Мы поддерживаем стандарт «21/2», то есть возраст пользователей от 21 года и стаж от 2 лет, именно такие компании мы отметили «зеленым». Что касается продолжительности и длины поездки - здесь все просто: в большинстве случаев, чем короче поездка, тем лучше."
Выводы
Статистика — это здорово и мы, редакция Трушеринга, всегда рады свежим цифрам. Но, к сожалению, на данный момент этот рейтинг не совсем корректный, может вводить в заблуждение пользователей, и не предоставляет полной картины рынка каршеринга в Москве.