Наш канал в Телеграм

«Каршеринг в Москве»: самое главное из исследования Яндекса

Приводим самое главное из масштабного исследования о месте каршеринга в жизни города.

Яндекс.Драйв запустился в Москве три года назад, размер его столичного парка превышает 11 тысяч автомобилей. На основе данных о движении своих автомобилей, возраста и стажа водителей оператор провел исследование о каршеринге в столице и о его пользователях.

Картина движения

Исследование показало, что по этому параметру каршеринг схож с личным транспортом: по утрам будних дней машины скапливаются в центре города, по вечерам — разъезжаются по спальникам.

Однако есть и различия: каршерингом чаще пользуются в выходные, в то время как личными машинами — в будни (для сравнения каршеринга с личными автомобилями Яндекс использовал данные Яндекс.Навигатора).

Длительность парковки каршеринговых машин как правило короткая. В часы с 8:00 до 21:00 60% парковок внутри МКАД длятся в пределах часа.

«Каршеринг не решает проблему пробок, но освобождает городские парковки — это хорошо подмечено в исследовании: налицо высокая частота используемости и оборачиваемости машин. Тут каршеринг ближе к такси: автомобиль много находится в движении и не занимает городские парковки. Это действительно довольно хорошо».

Аркадий Гершман (урбанист, автор блога «Город для людей») для исследования Яндекса.

Пользователи каршеринга

По данным Яндекса, с популяризацией каршеринга устраняется перекос в сторону молодых пользователей. Растет не только средний возраст водителей, но и их средний стаж. А пользователей с небольшим опытом (2-4 года) становится все меньше: за три года работы Яндекс.Драйва их число сократилось почти вдвое.

Сценарии использования каршеринга отличаются в зависимости от возрастной группы: пользователи 35-44 лет чаще всего ездят на каршеринге на работу и с работы, а пользователи моложе чаще ездят не в часы пик.

От возраста зависит и резкость вождения: чем старше водитель, тем плавнее движение. А вот количество нарушений далеко не всегда напрямую связано с возрастом.

Еще один интересный вывод из исследования: пользователи каршеринга — ровно такие же водители, как и автовладельцы. За рулем каршеринга и личного авто люди ведут себя более-менее одинаково. К такому выводу приходили и эксперты центра «Движение без опасности» в своем исследовании безопасности каршеринга.

«Каршеринг в Москве постепенно преодолевает «детскую болезнь» быстрого роста. Если на старте отдельная категория пользователей воспринимала машины разных сервисов как доступные повсеместно гоночные снаряды, то сейчас модель поведения водителей в каршеринге и обычном автомобиле мало отличаются друг от друга. Результаты данного исследования наглядно подтверждают эту тенденцию. Миф о небезопасности каршеринга постепенно уходит в прошлое».

Антон Шапарин (вице-президент Национального автомобильного союза) для исследования Яндекса.

Как используются каршеринговые машины

По данным исследования, самый распространённый сценарий использования каршеринга — добраться до какого-нибудь транспортного узла (сюда относятся аэропорты, вокзалы, а также ближайшее метро или поездки от метро до пункта назначения).

В будний день автомобили Яндекс.Драйва в среднем совершают 8 поездок, а в выходной — 9. Среднее время движения в сутки — около четырех часов. Среднее общее время использования — около шести с половиной часов.

Средняя активность машин разных типов (эконом-, комфорт- и бизнес-класса, минивэнов и грузовых фургонов) сильно отличается. Самое большое среднее время использования (18 часов 38 минут) у машин бизнес-класса, им же принадлежит и рекорд по среднему километражу: 143,9 километра в сутки. Минимально используются машины эконом-класса: 5 часов 58 минут в сутки и 94 километра.

«Каршеринг активно меняет ландшафт городской мобильности. Чтобы передвигаться на автомобиле, от человека больше не требуется владеть им и где-то хранить. Пользователи каршеринга осваивают новые транспортные сценарии, а город получает больше возможностей для интеграции автомобильных поездок в общую систему городской мобильности, предлагая самый эффективный способ поездки для конкретной ситуации.

Операторы каршеринга заинтересованы в том, чтобы машины не скапливались там, где на них в данный момент нет спроса, и у них есть для этого инструменты. В будущем благодаря такой балансировке транспортные потоки в городе будут распределяться более эффективно».

Алексей Радченко (урбанист, журналист, автор проектов «Карта ДТП» и transmetrika.com) для исследования Яндекса.

Краткие итоги

  • Как и личные автомобили, каршеринговые машины по утрам едут в центр, а по вечерам — на окраины.
  • Среднее суточное число поездок каршерингового автомобиля — 8 по будням и 9 по выходным.
  • Днем 60% каршеринговых машин внутри МКАД паркуются не дольше, чем на час.
  • Водители каршеринга ездят не быстрее автовладельцев и превышают не чаще.
  • Средний возраст водителя каршеринга растет с годами. Растет и стаж.
  • Чем старше водитель, тем плавнее он ездит и реже превышает скорость; однако количество нарушений не обязательно напрямую связано с возрастом.
Правила сообщества
  • будьте вежливы, уважайте участников;
  • старайтесь оставлять информативные, полезные и интересные комментарии;
  • соблюдайте действующее законодательство;
  • мы не приветствуем размещение промокодов и рекламы;
  • вы тоже можете стать автором или участником проекта и продвигать свои промокоды;