Наш канал в Телеграм

Исследование: женщины и каршеринг. Портрет женщины-каршеровода

Разбираемся, какова доля женщин среди пользователей каршеринга и как девушки используют каршеринг.

Портрет каршеровода составлялся уже не раз, а подобные исследования проводили не только мы (вот, например,наиболее актуальное исследование ЭЦ «Движение без опасности»).

Как и можно было предположить, типичный пользователь каршеринга — это мужчина. С этим сложно спорить: мужчин среди пользователей каршеринга действительно большинство.

Исходя из этого, почти все характеристики такого портрета относятся к мужчинам. Мы решили отдельно изучить женщин и провели исследование о том, какие девушки берут в аренду автомобили каршеринга и для каких целей они их используют.

Составляем фоторобот. Ой, портрет

Из самых популярных ответов на наш опрос складывается вот такой портрет среднестатистической клиентки каршеринга:

Ей 25-35 лет, не замужем, детей нет.

За рулем более пяти лет, есть личный автомобиль.

Каршерингом пользуется менее трех лет, берет автомобили время от времени, чтобы направиться по личным делам.

Особых предпочтений среди моделей, представленных в каршеринге, нет.

Большинству (54,86%) пользовательниц каршеринга от 25 до 35 лет. Примерно поровну распределились доли возрастных групп до 25 лет (21,14%) и 35-44 года (25,15%).

Данные о возрасте подтверждают и операторы каршеринга. Елена Мурадова, соосновательница BelkaCar, рассказала Трушерингу, что абсолютному большинству (66%) пользовательниц сервиса от 25 до 34 лет, а средний возраст — 33,9 лет. Представители Делимобиль и YouDrive называют среднюю цифру в 31 год.

Такой же возраст, но в пересчете на всех пользователей каршеринга, указывал в результатах своего исследования экспертный центр «Город без границ».

Доля женщин среди пользователей каршеринга

По данным BelkaCar и Делимобиля, доля женщин среди зарегистрированных пользователей каршеринга составляет около 25% от общего числа.

По данным Яндекс.Драйва, перекос в сторону мужчин среди пользователей постепенно уменьшается: если в начале 2018 года доля женщин была в четыре раза ниже, чем доля среди водителей личных автомобилей, то к декабрю 2020-го уже в полтора.

Общий стаж и стаж в каршеринге

Почти половина (48,5%) участниц нашего опроса зарегистрировались в каршеринге недавно — в последние три года. Доля тех, кто с сервисом краткосрочной аренды практически с первых дней — всего 2,86%. Значительная часть аудитории (33,71%) присоединилась к каршерингу с 2015 по 2018 год.

При этом, больше чем у половины (56%) девушек за рулем каршеринга стаж вождения превышает пять лет.

Примерно поровну поделили между собой доли те, кто за рулем от трех до пяти лет (18,86%) и от года до трех (16,57%). Менее года стаж только у 8,57% опрошенных.

Частота использования каршеринга

Большая часть (40%) участниц опроса пользуются каршерингом нерегулярно — раз в месяц или в несколько месяцев.

Доля тех, кто использует каршеринг часто (как минимум раз в неделю), составила 33,7% опрошенных.

Самая активная группа пользовательниц (25-35 лет) берет каршеринг регулярно, как минимум раз в неделю (37,5%). Девушки помладше пользуются каршерингом реже — раз в месяц или несколько месяцев (43,24%).

Старшая группа (45+) чаще всего берет каршеринг не больше раза в месяц или совсем редко (37,5% оба параметра).

Если рассматривать аудиторию в целом, то большинство поездок на каршеринге девушки совершают по личным делам (61,01%). Чуть меньше четверти поездок (22,64%) приходится на маршрут работа/с работы. По семейным делам отправляются почти 12% респонденток. Для путешествия берут каршеринг только 4% опрошенных.

При этом, по данным Яндекс.Драйва, активность в течение дня почти не отличается у мужчин и у женщин — в будни наибольшая активность приходится на утренний и вечерний часы пик.

Те, кто ездит регулярно, чаще всего совершают поездки по личным делам (37,5%), чуть реже — по семейным делам (29,7%) и на работу/с работы (27,27%).

Из тех, кто берут каршеринг время от времени, половина отправляется по личным делам (50,52%). Те же, кто пользуется каршерингом крайне редко, предпочитают брать его для путешествий (57,4%).

Каршеринг и личный автомобиль

Почти у половины девушек за рулем каршеринга (48%) есть свой личный автомобиль.

По данным исследования экспертного центра «Движение без опасности», абсолютное большинство (92,6%) каршероводов имеют в семье собственный автомобиль. По опросам Трушеринга, среди активных пользователей каршеринга, которые регулярно им пользуются, это число близится к 50%.

Планируют приобрести свой автомобиль 10,29% респонденток. Остальные либо никогда не приобретали автомобиль, либо продали (20% и 21,7% соответственно).

Среди женщин, которые постоянно пользуются каршерингом, личный автомобиль есть только у 29,7% опрошенных. Чаще всего они направляются по личным делам (50%), как и те, у кого автомобиля никогда не было (60%).

Поездки по личным делам превалируют во всех группах вне зависимости от наличия личного автомобиля. По семейным делам на каршеринге часто ездят все, кроме тех, у кого нет личного автомобиля и его покупка не планируется.

Интересно, что для путешествий вообще не берут каршеринг те, у кого автомобиль был раньше, и те, кто планируют его приобрести.

Часто берут каршеринг те пользовательницы, у которых автомобиль был ранее (37,5%) или никогда не было (42,86%).

Среди тех, кто пользуется каршерингом для поездок с работы и на работу, меньше всего девушек, у которых нет личного автомобиля и его покупка не планируется (11,43%).

Аварийность, дети и любимые машины

Операторы отмечают, что пользовательницы сервиса водят аккуратнее, реже попадают в ДТП и внимательнее относятся к правилам парковки.

По данным операторов, средняя скорость у мужчин и женщин практически не отличается, но при этом есть заметное отличие в резкости вождения: число резких (более чем на 10 км/ч за секунду) торможений у женщин меньше. Также операторы поделились данными о том, что женщины реже нарушают скоростной режим, но в то же время чаще не соблюдают требование знаков и разметки.

Елена Мурадова отмечает, что доля женщин в аварийных ситуациях с машинами BelkaCar меньше, чем в целом их доля в сервисе (порядка 25%), то есть женщины в среднем немного реже попадают в аварии.

Если сравнивать подход к аренде, то, по данным Делимобиля, женщины отдают предпочтение длительным (суточным, предоплатным) тарифам, поэтому и средний чек у них, как правило, выше.

Предпочтения по моделям автомобилям во многом зависят от возраста пользовательниц — кому-то пока доступны только Lifan, а кто-то уже может позволить себе премиум-класс.

В тройку популярных моделей вошли Kia Rio X-Line, Nissan Qashqai и Volkswagen Polo. Некоторые операторы отметили, что девушки предпочитают автомобили более высокого класса.

При этом почти треть опрошенных (27,43%) не выделяют для себя какие-то определенные модели.

Также Делимобиль рассказал Трушерингу, что, по их статистике, женщины чаще «отлавливают» через радар автомобили с детскими креслами. Примечательно, что при этом 72% опрошенных женщин отметили, что у них нет детей.

Это становится еще более интересным, учитывая, что, по данным исследования экспертного центра «Движение без опасности», абсолютное большинство (92,6%) каршероводов являются родителями. Таким образом, средний мужчина-каршеровод почти всегда имеет детей, тогда как средняя женщина за рулем каршеринга — не имеет.

Я бы сказала, что такое распределение по наличию детей весьма логично. Пока что, увы, в каршеринге недостаточно условий для того, чтобы ездить на нем с маленькими пассажирами.

Семейные мужчины действительно чаще пользуются каршерингом, потому что просто статистически реже возят детей. Но автомобилей с креслами и бустерами пока еще слишком мало, чтобы каршеринг стал действительно удобным для матерей, которые как правило чаще испытывают необходимость поехать куда-либо с детьми.

Полина Волкова, главный редактор truesharing.ru

Спасибо всем нашим респонденткам, каршероводам, которые отправили это своим знакомым женщинам и, конечно, операторам, которые предоставили интересные данные по теме исследования

Лайк, Шер, все дела