Некоторое время назад пресс-служба департамента транспорта Москвы совместно с руководителем Максимом Ликсутовым опубликовали историю Московской билетной системы, а позже рассказали, чего удалось достичь к сегодняшнему времени.
Мы решили посмотреть, как реализована билетная система в других странах, есть ли интеграция разных видов транспорта и программы лояльности для пассажиров. Сегодня наш рассказ о Берлине, Праге и Амстердаме.
Берлин: в поисках оптимального маршрута
В Берлине за доставку пассажиров отвечает Berliner Verkehrsbetriebe (BVG). В распоряжении компании почти 1500 автобусов, третья по величине в мире трамвайная сеть и десять линий метро.
У BVG разработано свое приложение, в котором можно купить билет, посмотреть всю информацию о маршруте с навигацией и воспользоваться услугами совместных поездок.
“Сейчас, когда есть приложение, стало намного удобнее: ты выбираешь, куда тебе надо добраться. Автоматически просчитывается максимально дешевый вариант, показывает как и куда ехать, где пересаживаться”, — рассказывает жительница города Елена Кельс, — “например, есть короткие проездные, которые действуют на три станции метро в одном направлении или на шесть остановок автобуса или трамвая”.
Весь город делится на три зоны: A, B, C. В зависимости от маршрута меняется и стоимость поездки. “Тарифов очень много, но можно купить поездки онлайн в приложении, что очень удобно. Если встречаешь контролеров, то показываешь им купленный в приложении проездной, они его сканируют”, — продолжает Елена.
BVG предлагает пассажирам и три варианта подписки: для пожилых, школьников и активных пользователей. В рамках последней пассажир выбирает, какими зонами будет пользоваться, вносит определенную плату за один, три, шесть месяцев или год и может пользоваться всеми видами транспорта без ограничения. Чем дольше срок подписки, тем дешевле будет обходиться один день.
Специальные льготы предусмотрены и для других категорий учащихся, причем не имеет значение, сколько лет обучающемуся — 18 или 40.
Отдельного внимания заслуживает сервис совместных поездок BerlKönig, реализованный BVG. Он предлагает «дешевые, совместные и в то же время экологически чистые поездки, индивидуальную мобильность на собственном автомобиле и почти так же дешев, как поездка на автобусе», говорится на сайте оператора. Воспользоваться услугой могут пассажиры старше 14 лет.
Сервис покрывает восточную и северо-восточную часть Берлина и по стоимости часто не превышает стоимость короткого билета на метро, который упоминали выше. Чтобы присоединиться к поездке, необходимо подать заявку в приложении, причем сделать это можно даже за несколько месяцев.
Перевозят пассажиров на микроавтобусе, в который помещается до 6 человек. Сервис объединяет индивидуальные маршруты в один общий. Чем больше человек присоединится к поездке, тем дешевле будет проезд для одного пассажира.
На юге Берлина действует отдельный сервис для совместных поездок — BerlKönig BC. Несмотря на схожие названия, воспользоваться им можно только в отдельном приложении. BerlKönig BC был запущен для того, чтобы соединить районы с низкой плотностью остановок с ближайшей станцией U/S-Bahn (подземное и наземное метро Берлина). Обязательное условие — все поездки должны начинаться или заканчиваться у станций метро.
Проект BerlKönig реализован совместно с ViaVan — содружеством Via и Daimler AG. Via — американский поставщик услуг по организации поездок и программных решений с крупномасштабными предложениями в Нью-Йорке, Чикаго, Вашингтоне, Амстердаме и Лондоне.
Амстердам: на пути к экологичному транспорту
В Амстердаме поездками на общественном транспорте заведует GVB. В 2019 году компания отчиталась о рекордном количестве пассажиров, перевезенных за один день — 938 000 человек. Прирост к 2018 году составил 6,8%. GVB отвечает за метро, автобусы, трамваи и паром.
В городе активно переходят от дизельных автобусов к электробусам, которых пока в городе только 31, но в будущем количество будет увеличено до 75.
Для удобства пассажиров реализовано два вида карт — персонифицированная и нет. «Именную надо заказывать на сайте, — рассказывает жительница города Татьяна Маркелова, «карта без имени доступна всем желающим, но ее нельзя пополнить через сайт, только через специальные автоматы».
«Если карта именная и привязанная к банковскому счету, то на сайте можно выбрать программу, например, скидка в выходные дни или в часы пик. Там целые пакеты предлагаются, можно выбрать, исходя из своих предпочтений», — продолжает Татьяна.
Спланировать поездку можно на сайте GVB, заполнив специальную форму и указав место старта и назначения.
Прага - город, где еще можно прокомпостировать билеты
Перевозками пассажиров на общественном транспорте в Праге занимается PID — Pražská integrovaná dopravá.
Жители города могут воспользоваться проездным билетом Литачка (Lítačka), который принимается на любом виде транспорта в пределах Праги. Метро, автобусы, фуникулер, трамвай и паромы — все входит в зону действия такого проездного.
С помощью Литачки можно получить скидки у компаний-партнеров, например, у пражского Anytime.
Пополнять карту можно через терминалы или специальное приложение, в котором еще доступен выбор тарифа в зависимости от маршрута перемещения.
Остались в Праге и обычные бумажные билеты. Рассказывает Полина Айдарова, посетившая город в качестве туриста:
“Есть бумажные билетики, которые продаются в автоматах, газетных киосках, инфоцентрах и у водителей (у водителей дороже). Они рассчитаны на разный срок действия — от совсем короткого до длинных. При первом использовании их надо прокомпостировать. Компостеры стоят в транспорте и в метро у эскалаторов. Никаких турникетов и прочих ограничителей нет. К компостеру подходишь самостоятельно. Компостер пропечатывает на билете время и дату первого использования.
Катаешься с прокомпостированным билетом на чем угодно, включая электрички внутри города. Пока у него не закончится срок действия. Контроль срока действия — твоя ответственность.
Если тебе нужно выехать за пределы Праги, то при покупке билета на электричку показываешь городской билет, и тогда пригородный тебе продадут дешевле, за вычетом нулевой (городской) зоны.”
Рассчитать наиболее выгодный тариф можно и на официальном сайте перевозчика, заполнив специальную форму. Дети до 6 лет и пенсионеры старше 70 лет могут ездить на общественном транспорте бесплатно.
Расскажите в комментариях, пользовались ли вы общественным транспортом в других странах? Что для вас было обыденным, а что необычным?