Госдума занялась подготовкой закона, который будет регламентировать работу каршеринга. Пока что разработка документа находится в стадии сбора идей, и часть из них уже известна (но не факт, что какие-то из них действительно будут включены в грядущий закон). Мы выбрали самые серьезные инициативы и попросили прокомментировать их автора телеграм-канала Каршеровод Юру Николаева.
Отличительные номерные знаки
Для каршеринга предлагается ввести номера с двумя буквами. Такое решение основывается на зарубежном опыте и якобы позволит более эффективно отслеживать каршеринговые машины в потоке.
«Не вижу смысла делать особые номера, если мы говорим про московский каршеринг, потому что у всех операторов по постановлению Дептранса в рамках программы «Московский каршеринг» есть оранжевая оклейка, и они уже выделяются на дороге. А 99% московского парка каршеринга работает именно в рамках этой программы. Мне не очень понятно, зачем нам еще и специальные номера. Также непонятно, не будет ли административных барьеров к их получению.
Если Дептранс изменит требования, и в рамках «Московского каршеринга» можно будет предоставлять автомобили без оклейки, но с номерами — тогда, наверное, это имеет смысл. А пока что номера — бессмысленное дополнение.
Если это будет федеральный закон для всех городов присутствия каршеринга, тогда, опять же, появляется смысл, но на сегодня каршеринг развит только в нескольких городах»
Идентификация пользователя через госуслуги
С помощью регистрации через госуслуги законодатели надеются решить проблему водителей, пользующихся чужими аккаунтами. Такое решение должно гарантированно подтверждать личность водителя.
«Эта инициатива направлена на борьбу с фейковыми аккаунтами, что должно повысить безопасность дорожного движения и снизить риски ДТП. Но чаще машины разбивают по вине пользователей под собственными аккаунтами, забывающих физически проверить закрытие дверей или пускающих за руль третьих лиц».
Проверка аккаунта при остановке сотрудником ГИБДД
Законодатели хотят внести в правила дорожного движения пункт, обязывающий пользователей каршеринга предъявлять свой аккаунт при проверке сотрудниками ГИБДД.
«Проверки на дороге есть и сейчас, хотя нигде не регламентированы. Адекватные пользователи всегда предоставляют свои аккаунты, проще потратить на это одну минуту, чем препираться и доказывать, что это незаконно.
Если человек нечистый, с чужим аккаунтом, он, скорее всего занервничает, и инспектор ДПС найдет, к чему придраться.
В общем, эта история и так работает, ее осталось только внести в закон, и я за. Это в принципе равно проверке документов на дороге».
Радикальное увеличение штрафов для пользователей каршеринга
Законодатели предлагают:
- ввести штраф от 20 до 30 тысяч рублей за управление каршеринговым авто без прав;
- увеличить штраф за пьяное вождение для пользователей каршеринга до 50 тысяч рублей, а также увеличить максимальный срок возможного лишения прав до трех лет;
- пятикратно увеличить штрафы за превышение скорости для пользователей каршеринга;
- в 2-3 раза увеличить штрафы за нарушение правил маневрирования, непредоставление преимущества пешеходам на зебре, повторный проезд на красный и выезд на встречную полосу для пользователей каршеринга;
увеличить штраф за отказ остановиться по требованию сотрудника ГИБДД до 5 тысяч рублей.
«С одной стороны хочу сказать, что не согласен, ведь у нас уже есть ПДД, и они должны быть едины для всех. Если ты едешь за рулем любой машины (личной, корпоративной, каршеринга, такси) — для тебя действуют одни и те же правила, и точка. Лучше обеспечить нормальную работу уже существующих правил, наладить систему и убрать коррупцию.
С другой стороны, наверное, если пользователь будет понимать, что его ждет штраф не 500, а 5000 рублей, то, возможно, это остановит тех, кто ездит под собственными аккаунтами и лихачит.
Но чаще всего лихачат или пользователи под чужими аккаунтами, или полные отморозки, на которых ничем не повлияешь, а размер штрафа для них не имеет большого значения. То есть, инициатива с увеличением штрафов направлена на очень небольшую группу людей, а скажется на всех пользователях каршеринга».
В общем об инициативе
На сегодняшний день правила использования каршеринга регламентируются только самими операторами, и в ряде случаев это оставляет лазейки для недобросовестных пользователей.
По мнению редакции, и пользователи, и операторы могут выиграть от законодательного свода правил вождения каршеринговых автомобилей, но только в том случае, если они будут грамотно реализованы:
«Какой-то закон о каршеринге нужен, но есть опасение, что наши законодатели будут вносить в него не совсем адекватные правки, что в итоге негативно скажется на отрасли и на конечной стоимости для пользователя».