Содержание:
Для тех, кто не хочет читать целиком
Постановка вопроса
Стаж vs. реальный опыт вождения
Проблемы молодых водителей:
— «Не свое — не жалко»?
— Что делать с молодостью и неопытностью?
— А как не суетиться за рулем?
— Как решить проблему неуверенности/чрезмерной уверенности?
— Правда ли, что новички более аварийны?
Подводя итоги
Постановка вопроса
Как известно, все крупные каршеринги ограничивают минимальный возраст и стаж своих потенциальных пользователей. Самые демократичные требования у Делимобиля — 19 лет и 1 год стажа. А в Яндекс.Драйве, YouDrive и BelkaCar пользователями могут стать только водители старше 21 года со стажем от 2 лет.
Почти все мелкие и региональные операторы также не допускают к сервису новичков. Исключение составляют Lifcar, Rentmee (с недавних пор) и URAмобиль (уральский каршеринг, тарифы которого для водителей 18/0 отличаются от тарифов для пользователей 21+). Ранее московские новички могли также воспользоваться услугами каршерингов Карусель, Car4You и TimCar, но два последних прекратили свою работу, а Карусель переквалифицировалась в кикшеринг.
Наличие ценза по возрасту и стажу объясняется многими причинами. Это и безопасность участников дорожного движения, и минимизация финансовых рисков для компании, и условия страховых компаний. Но безопасность все же стоит на первом месте:
«Такие параметры были выбраны на основании статистики ДТП - первые два года вождения считаются самыми аварийными. Вводя подобные ограничения, сервисы краткосрочной аренды автомобилей пытаются обезопасить не только самих водителей-новичков, но и других участников движения»
Однако финансовые показатели и условия, которые предоставляют страховые компании, тоже важны. Это подтверждает и Екатерина Макарова, соосновательница BelkaCar:
«Все основные параметры заложены в бизнес-модель, в том числе параметры риск-менеджента».
При этом спрос на каршеринг среди новичков определенно есть. Например, по данным операторов каршеринга, в их «листах ожидания» сейчас находится более 100 тысяч заявок от желающих зарегистрироваться в сервисах при отсутствии необходимого стажа или возраста.
Кроме того, при подготовке этого материала мы провели опрос среди своих читателей, и он показал, что почти 91% водителей со стажем до 1 года подавал заявки на регистрацию в каршеринге. Кроме того, 11,2% водителей, севших за руль сразу по получении прав, получили возможность водить благодаря каршерингу или аренде. А из тех, кто начал водить по прошествии года и более по получении прав, 42,7% сразу стали пользоваться каршерингом или арендой.
Интересно заметить, что за рубежом есть немало каршерингов, которые дают доступ к сервису без стажа и с 18 лет. Например, новозеландский Cityhop, испанские WiBLE и Respiro, немецкий Miles Mobility, датский Green Mobility и многие другие.
В целом идея допускать к каршерингу любых водителей, несмотря на то, что часто встречает недовольство, выглядит обоснованной: по закону любой человек с 18 лет может получить права и начать ездить. И если человек может купить машину и поехать на ней прямо в день получения водительского удостоверения, почему он не может машину арендовать?
Давайте разбираться, почему.
Стаж vs. реальный опыт вождения
По данным нашего опроса, 35,3% респондентов получили права в 18 лет. И 62,7% сели за руль сразу или в течение полугода после получения прав. При этом более половины участников уже умели управлять автомобилем до получения прав.
Из тех, кто сел за руль сразу, подавляющее большинство (52,3%) начали ездить на автомобиле члена семьи или получили собственный автомобиль в подарок от родителей. На втором месте по популярности (30,2%) оказался вариант с самостоятельной покупкой машины. 11,2% опрошенных стали ездить на арендных или каршеринговых авто. В контексте нашего исследования наиболее примечательна первая группа респондентов: родители или родственники посчитали тех, кому подарили или дали в пользование машины, достаточно ответственными для вождения.
При этом и те, кто начал водить сразу после автошколы, и те, у кого между получением прав и началом реального стажа случился перерыв, в первое время не чувствовали себя за рулем комфортно. Из тех, кто сел за руль сразу, 60,6% отметили, что поначалу у них присутствовала легкая неуверенность, но со временем выученные навыки всплыли в памяти. Среди тех, кто несколько лет не ездил, ситуация почти идентичная: этот показатель составил 58,2%.
Зато количество тех, кто сел и сразу поехал уверенно, отличается существенно: 29% из тех, кто начал ездить сразу, против 13,8% из тех, кто сел за руль после перерыва.
Еще один важный показатель: 80% опрошенных из тех, кто начал водить не сразу, отметили, что чувствовали бы себя за рулем комфортнее, если бы перерыва между обучением и началом реального стажа не случилось. Кроме того, 78,3% всех опрошенных считают, что перерыв между получением прав и началом активного регулярного вождения приводит к потере навыка вождения, и 46,7% выступают за то, чтобы водители получали доступ к управлению автомобилями (в том числе, и каршеринговыми) сразу по получении прав.
С респондентами во многом соглашаются и эксперты. Дмитрий Усанов, управляющий директор по корпоративному автострахованию «Ренессанс страхование»:
«Во время обучения будущий водитель получает много полезной информации, значимую часть которой он забывает, если не использует сразу знания на практике. Поэтому водитель, который сразу начинает ездить за рулем , потенциально менее аварийный. К сожалению, дата реального начала использования ТС пока недоступна для аналитики, поэтому точно говорить нельзя».
Того же мнения придерживается и Петр Шкуматов, координатор движения «Общество синих ведерок»:
«Чем больше перерыв, тем больше вероятность попасть в ДТП. В народе есть такое явление "подснежников", т.е., тех водителей, которые управляют авто только летом. Так вот их поведение даже после полугодового перерыва в вождении настолько отличается от нормального, что даже получило свое признание в народном фольклоре.
Очевидно, что чем быстрее водитель начнет набирать реальный стаж вождения, тем более безопасным будет его навык. Однако здесь нужно учесть, что аварийность новичков выше, поэтому для новичков должны быть отдельные тарифы или отдельные условия. Также надо повышать ответственность таких водителей путем явного раскрытия суммы ответственности, которую они несут при пользовании чужим имуществом».
Глеб Виленский, член совета директоров группы содействия “Дельта”, приводит конкретные доказательства:
«Разумеется, так же и перерыв между автошколой и началом практического вождения никак не способствует формированию навыков вождения высокого уровня. Наоборот, он приводит к тому, что постепенно угасают базовые навыки водителя.
Кстати, угасание навыков вождения из-за отсутствия практики было очень заметно, когда в Москве отменили пропуска для машин. В первые дни казалось, что на дорогах вдруг стало полно «чайников». Хотя на самом деле это были люди, выехавшие после вынужденного перерыва в один-два месяца. Мы тогда сразу зафиксировали всплеск аварийности, похожий на «день жестянщика». Но буквально через неделю пик обращений с мест ДТП начал снижаться».
При этом на сегодняшний день не существует способов, позволяющих наверняка определить, ездил ли человек за рулем с момента получения прав, или его стаж — всего лишь цифра, а права все это время лежали на полке:
«Вопросом несоответствия формального и реального стажа вождения задаются не только каршеринговые компании. На сегодняшний день не существует ни одного достоверного метода определения реального стажа вождения. По этой причине сервисы каршеринга вводят определенные ограничения для водителей с небольшим стажем»
Проблемы молодых водителей
Любой человек с 18 лет может получить водительское удостоверение и сесть за руль. При этом ограничения со стороны операторов каршеринга совершенно законны. Автомобили каршеринга — собственность операторов, а они, в свою очередь, частные компании, и имеют право устанавливать такие условия, которые посчитают нужными.
В 2018 году каршеровод Ильяс Сетдинов подал иск в суд против компаний, установивших ценз, посчитав это незаконным. Он требовал признать предметом договора — прокат, признать договоры публичными, принудить компании заключить с собой договоры и взыскать с каждого ответчика материальную компенсацию. Однако суд отклонил претензии Ильяса и подтвердил право операторов ограничивать стаж и возраст. Со всеми юридическими тонкостями и обоснованиями вы можете познакомиться в блоге автоюриста Александра Беленко:
Сами каршероводы в основном совсем не возражают против ограничения возраста и стажа. Однако вместе с тем и респонденты, и эксперты сходятся в том, что гораздо лучше, когда человек после автошколы имеет возможность сесть за руль и приобретать реальный опыт сразу же. Так, почти половина (46,7%) опрошенных положительно относится к допуску неопытных водителей к каршерингу. Мы спросили наших читателей и экспертов о причинах, по которым стаж и возраст в каршеринге все же ограничены, при том, что по закону с 18 лет любой человек может получить права и сесть за руль, и особых условиях, которые могли бы минимизировать все возможные риски.
Часть опрошенных считает, что никаких особых условий для новичков в каршеринге создавать не нужно. Любой водитель с чего-то начинает, и для остальных участников дорожного движения не играет роли, едет ли он на своей машине или на арендной. Такого мнения придерживается и Вячеслав Максимычев, представитель автошколы «МИР» АНО ДПО «ОНМЦ»:
«Человек, получивший ВУ впервые, - полноценный участник дорожного движения. Мой сын, получив ВУ впервые, через три дня уже пользовался каршенингом, причём его заявку одобрили 2 компании. Машины были простенькие, но три месяца он пользовался их услугами, и аварий не было».
«Не свое — не жалко»?
Многие респонденты уверены, что отношение водителя (особенно, молодого и неопытного) к машине каршеринга можно охарактеризовать фразой “не мое — не жалко”. Эту мысль исчерпывающе выразил и Петр Шкуматов:
«Дело в том, что водитель, который не просто получил права, а еще и приобрел свой первый автомобиль за свои (!) или кредитные деньги воспринимает цену ошибки как цену, которую он заплатил за авто. Средняя стоимость авто у нас в стране сейчас около 400 тысяч рублей, это средний годовой доход. Т.е., цена ошибки для такого водителя у него в голове - это очень значительная сумма. В то же самое время в каршеринге цена минуты меньше 10 рублей, поэтому водитель прокатного автомобиля даже и не понимает, что он несет материальную ответственность на 1,5 миллиона. Даже каско берут далеко не все, пытаясь скроить эти жалких 2 рубля. Это, как раз, поведение безответственное».
Отчасти поэтому расширенная страховка (полное каско) и повышенные тарифы оказались самыми популярными вариантами решения проблемы ответственности среди наших респондентов.
Но одними деньгами всего не решить. Вице-президент Национального Союза Автомобилистов Ян Хайцеэр предлагает наряду с ценой еще и ограничение скорости (и многие опрошенные также посчитали его необходимым):
«Конечно, повышенный тариф. Деньги решают все, это же коммерческое предприятие. Как человека и машину ни застрахуй, он будет опасным, пока плохо ориентируется на дороге. Ограничение скорости, и даже не 60, а 50 км/ч — полагаю, отбросит часть лихачей, которых мы, к сожалению, видим на каршеринге, и которые частенько из-за этого попадают в аварии. Повышенная страховка также необходима».
Также респонденты настаивают на использовании телематики в отношениях с неопытными водителями:
«Возможно, нужен более жесткий контроль по телематике (не штрафы, а именно контроль). Возможно, с разбором "ошибок" - тут превысили (следите за скоростью), тут резко затормозили (соблюдайте дистанцию. Лучше пусть перед вами кто нибудь нагло влезет, но вы спокойно доедете до места) и так далее».
Про телематику говорит и Дмитрий Усанов:
«Это [безопасность вождения каршеринга новичками] надо регулировать не только тарифом, но и анализом манеры управления ТС по данным телематического оборудования. В таком случае, можно реагировать на пользователей, у которых нет большого стажа, но которые управляют ТС агрессивно».
Что делать с молодостью и неопытностью?
Для многих респондентов возраст водителя в каршеринге оказался абсолютно неважен, но важны реальные навыки вождения и личные качества, такие как ответственность и страх за свою и чужие жизни, которых в 18 лет в большинстве случаев просто не может быть.
«Больше влияет возраст, чем время с момента получения прав - работающие люди (работать обычно начинают в 22-23) более аккуратно относятся к имуществу и лучше осознают последствия нарушения правил (которые наказывают штрафами)».
Для решения этой проблемы многие наши читатели сочли обязательным условием при регистрации молодых людей без стажа посещение офиса (или хотя бы видео-созвон), для того, чтобы новоиспеченный водитель смог осознать всю ответственность, а компания посмотреть на потенциального клиента.
Кроме того, значительная часть респондентов предложила каршерингам проводить свой собственный экзамен для водителей с малым стажем. Так, тест на знание ПДД можно проводить прямо в приложении, а проверять навыки вождения — на площадке. Причем, по задумке, их можно оценивать и без инструктора: по датчикам ускорения, камерам и разметке.
«Наймите собственных инструкторов, которые за адекватную стоимость будут тестировать тех, кто хочет с нулевым стажем начать пользоваться каршерингом. Так делают большие западные компании, когда выдают машину сотрудникам. Уверен, многие готовы будут заплатить за этот тест 2-4 тысячи рублей и получить доступ уже сегодня, а не ждать 1-2 года».
А как не суетиться за рулем?
По мнению многих участников нашего опроса, арендные машины не должны становиться учебными автомобилями. Кроме того новичкам сложно привыкать к разным автомобилям и нельзя суетиться за рулем, а в условиях поминутной тарификации многие подсознательно будут стараться доехать побыстрее, чтобы меньше заплатить.
Однако и эта проблема оказалась решаемой. Многие респонденты предлагают выделить отдельные автомобили для новичков, в идеале — одной марки, чтобы проблем с пересадками из одного авто в другое не возникало:
«Возможно выделение особого автопарка для людей с нулевым опытом, в которых есть больше помощников вождения/ограничители по скорости/удешевленная комплектация автомобиля (для меньшей материальной ответственности в случае авариайной ситуации), что обезопасило бы участников движения».
Целесообразность выделения для новичков своего автопарка, наряду с другими решениями, находит и Глеб Виленский:
«Если же все-таки рассматривать каршеринг как возможный первый автомобиль, я бы предложил подумать о таких вещах:
- для каждого начинающего водителя спектр доступных моделей машин должен быть максимально ограничен (например, только «Солярисы»): это упростит адаптацию к новым авто;
- новичку надо предоставлять специальное время на подготовку к вождению – правильно подогнать сиденья и зеркала, включить свет, пристегнуться, настроить музыку и т.д. Давно мечтаю сделать такой гайд для приложений каршеринга;
- хорошо бы предоставить начинающим водителям специальную горячую линию поддержки – у них ведь часто возникают «дурацкие» вопросы, ответы на которые, на самом деле, очень важны, чтобы чувствовать себя за рулем уверенно;
- возможно, имеет смысл активно использовать системы поощрения безопасного стиля вождения наподобие той, что была, кажется, у YouDrive – с бонусами за спокойную езду и минусами за лихачество: все мы любим поиграть и посоревноваться, а современная телематика это вполне позволяет делать. Надо сказать, такая бонусная программа может стать работающей альтернативой «вступительному экзамену» для новичков: если мы не можем на практике убедиться в достаточности навыков водителей в момент заключения договоров, можно оценивать этот параметр в процессе вождения и закрывать доступ к аренде тем, кто набирает слишком много штрафных баллов».
Многие также предлагают ограничить время движения, чтобы новички не могли ездить в час пик, или географию использования (например, запретом въезда в центр города). Еще одно рациональное предложение — специальный тариф на долгую аренду:
«Нельзя отрицательно относиться к новичкам, потому что они в любом случае станут водителями, будут водить и в итоге станут опытными. Все мы были новичками. Надо создать такие условия, чтобы новички могли ездить и набираться опыта, создавая минимум аварийных ситуаций. Я бы предложил сниженный тариф для новичков на выходных - машин мало, можно куда-то поехать и набраться опыта. Помогут и высокие (на 3-7 рублей дороже) тарифы в часы пик в будние дни, когда в те же столичные пробки точно не нужно добавлять начинающих».
«Ценз по стажу нужно снижать, но, возможно, более пристально смотреть за превышением скорости на участках, где нет камер, но работает GPS. Возможно, допускать неопытных водителей только к часовым / суточным тарифам, чтобы они никуда не спешили, гонясь за экономией».
Как решить проблему неуверенности/чрезмерной уверенности?
По наблюдениям наших респондентов, молодые неопытные водители ведут себя на дорогах слишком неуверенно или, наоборот, излишне самоуверенно, лихачат, превышают, считают, что их навыки вождения безупречны, и тем самым провоцируют ДТП, например:
«Если взять среднюю пробку на нерегулируемом перекрестке, и убрать из этого потока всех неопытных водителей, уверен пробка рассосется в течении нескольких секунд. Увеличение числа водителей без опыта на дорогах увеличит средний балл пробок».
Что предпринять, чтобы обезопасить новичка на каршеринге и окружающих участников дорожного движения?
Петр Шкуматов предлагает обязать новичков обозначать себя наклейкой:
«Если водитель не имеет стажа, он уже должен иметь наклейку. Сам каршеринг может обеспечить возможность её быстрого монтажа и демонтажа. Также для водителей новичков должны быть доступны не все модели автомобилей».
Про наклейки говорили и многие из опрошенных нами, так как установка такого знака является обязательной, а несоблюдение этого требования карается штрафом. Пока нам не известно о случаях выписывания штрафов каршероводам за отсутствующий знак «Начинающий водитель», но по закону водитель каршеринга не отличается от других водителей, а потому эти требования относятся и к каршероводам со стажем менее двух лет.
Кроме того, часть респондентов считает, что условия для новичков должны быть существенно более жесткими, чем для опытных водителей, и подразумевать некий “тестовый режим”:
«Первый год [следует] производить мониторинг поездок, чтобы у этого водителя в приложении горел значок “молодой водитель”. Если у него за это время будет агрессивная езда / превышение скорости и т.д., то блокировать его до истечения года».
«Можно следить за новичками первые несколько поездок, а далее принимать решение: ждать ему 19-21, или пусть водит, потому что аккуратный и относится к машине как к своей».
В компании «Делимобиль» подтверждают, что операторы каршеринга готовы к применению воспитательных мер:
«У нас есть все механизмы чтобы минимизировать риски и ДТП: управление динамическим ценообразованием, показания телематики и скоринга. Каршеринг - это весомая часть транспортной инфраструктуры города. Сам сервис сейчас стал настолько высокотехнологичным, что позволяет не только отслеживать рискованных водителей, но и воспитывать в них культуру вождения, внедряя воспитательные меры и, таким образом, улучшая общую ситуацию на дорогах и снижая аварийность».
Правда ли, что новички более аварийны?
Если обратиться к вопросу аварийности начинающих водителей, данные начинают расходиться. Петр Шкуматов говорит, что частотность аварий у новичков в три раза выше, чем у водителей с опытом. С тем, что стаж влияет на аварийность согласна и соосновательница BelkaCar Екатерина Макарова:
«Именно поэтому к управлению не допускаются водители со стажем менее 2 и менее 5 лет (для BelkaCar и Belka Black соответственно) - это самый простой и достаточно эффективный способ избежать повышенной аварийности».
Но по наблюдениям Дмитрия Усанова, зависимость аварийности от стажа вовсе не линейная:
«Мое мнение, что высокая аварийность (если не считать повреждения ТС на парковке) не у начинающих водителей, а скорее у тех, кто уже овладел начальными навыками управления ТС и начинает ездить более быстро и агрессивно, но из-за недостатка опыта попадает в ДТП. Также в зоне риска водители, которые начали активно ездить весной, а к зиме уже считают себя опытными и разбивают автомобиль в первый снегопад, как говорят, в «день жестянщика».
Наш опрос показал, что среди водителей, начавших водить сразу после автошколы, на первом году вождения в ДТП попадали лишь 28,7%. Однако мы решили узнать, как, по мнению экспертов, аварийность среди водителей-новичков можно снизить.
«Аварийность таких водителей можно снизить несколькими путями. Первый - это наработка практики. Водитель должен наездить определенное количество часов по разным дорогам, чтобы считаться не новичком, а любителем. Второй - это оценка риск-профиля водителя. Цифровая характеристика вполне может дать понять, что такому водителю за рулем не место и надо пойти поучиться с инструктором. Третий - это повышенные уровни ответственности таких водителей. То есть, для водителей-новичков должны действовать специальные условия, которые должны давать им понять, что они не развлекаться на дорогу вышли, а взяли на себя ответственность за жизни других людей»
На необходимость дополнительной практики указывает и Ян Хайцеэр:
«Обратите внимание, если вы хотите, например, поменять права (например, у вас российские, а вы хотите получить за рубежом), то при владении правами менее трех лет, даже между странами, где есть соглашения, появляется необходимость сдавать практический экзамен, чтобы подтвердить навык вождения. И это еще простая ситуация. А когда человек садится за руль в непривычном для себя автомобиле (а молодой водитель обычно сперва привыкает к какому-то одному автомобилю, как показывает практика), то он чувствует себя мягко говоря неуверенно и будет создавать опасность. Вот если бы он проходил дополнительные, продвинутые курсы, что-то похожее на курсы контраварийной подготовки, у него появилась бы уверенность. Там дают реальный навык пользования автомобилем».
Урбанист Илья Варламов считает, что не всегда между стажем и аварийностью есть прямая взаимосвязь. На показатель числа ДТП (в том числе, и с участием водителей-новичков) влияют и другие факторы:
«Проблема аварийности не всегда зависит от стажа или возраста, потому что водители бывают разные. Если мы говорим конкретно про Россию, то нужно нормально проектировать улицы. Потому что грамотное проектирование улиц снижает аварийность, не дает даже неопытному водителю нарушать правила, подсказывает, как нужно себя вести, как нужно ехать, и даже в случае ДТП исключает летальный исход или серьезные травмы. Именно об этом и говорит весь европейский опыт и концепция «Нулевой смертности».
Подводя итоги
Операторы каршеринга, безусловно, в праве ограничивать минимальный стаж и возраст своих клиентов, поскольку являются частными компаниями со смешанным договором — оказания услуг и аренды.
Причины, по которым устанавливаются такие ограничения, тоже понятны: компании хотят максимально обезопасить себя от рисков, а также не переплачивать за страховку машин.
Но при этом очевидно, что не все пользователи каршеринга, проходящие по параметру стажа, действительно имеют этот стаж. И так же очевидно, что большой перерыв между получением прав и началом вождения в городе плохо сказывается на тех и так недостаточных навыках, которые человек получает в автошколе:
«Да, корреляция есть и с аварийностью, и с потерей навыка вождения, особенно если реальный водительский стаж начался через несколько лет после получения прав, и самостоятельного опыта управления автомобилем у человека не было».
Российский каршеринг все еще молодой, но уже не новорожденный. За годы работы операторы отточили механизмы слежения за стилем вождения, собрали статистику аварийности, неоднократно усовершенствовали свои предложения. И очередным усовершенствованием вполне мог бы стать допуск к сервисам водителей-новичков, так как способов контроля существует совсем не мало.
Мы благодарим всех, кто принял участие в нашем опросе. А вместо послесловия приводим еще несколько интересных мыслей наших респондентов:
«Я считаю, что нынешняя система исчисления стажа вождения в корне не верна: даже если права по факту есть 2 года, это не значит, что у водителя больше опыта на дороге, чем у новичка с полугодовалым опытом. Я получила права полгода назад, но езжу каждый день на машине и уверенно чувствую себя на дороге, поэтому хотелось бы не дожидаться «формальных 2 лет» для регистрации в большинстве КШ-компаний. Было бы здорово доказывать свою адекватность на дороге конкретными данными: например, километрами или штрафами, а не просто временем, когда права лежат в кармане».
«От момента получения прав до возможности зарегиться в каршеринге прошло 3 года. Умею ли я водить теперь? Однозначно нет! Могу ли позволить себе еще раз выложить деньги на обучение? Тоже нет».
«После получения прав нужно сразу иметь возможность водить машину, каршеринг 18/0 - отличная возможность для этого! К сожалению, общий уровень подготовки и коррупционная составляющая слишком велики, чтобы можно было говорить о хорошей готовности начинающего водителя. Но как директор московской автошколы “Проспект”, я вижу по нашим результатам, что научить за 10 недель ездить грамотно вполне возможно. Поэтому выходом мне видится некое ОТК, которое сможет проверять уровень пользователя и, как вариант, создание разных тарифов».
«Вообще проблему с 18+ и 0+ стажа можно решить только общей базой. При первых признаках юношеского лихачества - бан во всех КШ на год-два-пять для взросления».
«Спасибо за ваш интерес к этой теме. Я не считаю, что новичков надо в чем то ущемлять. Все когда-то начинали. И если я "сел и поехал", то моему отцу, к примеру, езда давалась сложнее. Лично я считаю, что советский подход был правильным - первых два года запрещена ночная езда и ограничение скорости (не помню, то ли 70, то ли 80 км/ч), с установкой соответствующего знака на машину. Вот этих требований, по моему мнению, и следовало бы придерживаться.
С уважением, Дмитрий, стаж с 1992 года».
Для тех, кто не хочет читать целиком
Мы задались вопросом о том, реально ли ограничения по стажу и возрасту в каршерингах повышают безопасность на дорогах и снижают риски компаний.
Наш опрос показал, что стаж далеко не всегда соответствует наличию опыта. 37% респондентов начали ездить по прошествии продолжительного (от полугода до 10 лет) времени с момента получения прав. При этом и те, кто сел за руль сразу, и те, у кого случился перерыв, не чувствовали себя за рулем комфортно в первое время. Но 80% тех, кто начал водить по прошествии времени с момента получения ВУ, отметили, что чувствовали бы себя увереннее за рулем, если бы начали практиковаться сразу.
Однако несмотря на мнение большинства о том, что лучше не иметь промежутка между получением прав и началом стажа, остается много контраргументов против допуска водителей без стажа, в частности, к каршерингу. Но наши респонденты и эксперты нашли решение для всех проблем, которые возникают у неопытных водителей (и у других участников дорожного движения в связи с неопытными водителями, а также у операторов каршеринга).
Так, вопрос отсутствия ответственности у молодого водителя за не свой автомобиль можно решить повышенными тарифами, обязательным полным каско и ограничением скорости.
Отсутствие реальных навыков вождения и безответственность (которая, по мнению опрошенных, часто является нормальной для молодого возраста) сглаживаются личным или онлайн-собеседованием при регистрации и собственным экзаменом для новичков, проводимым операторами каршеринга.
Необходимость набирать опыт на одном автомобиле решается выделением для новичков отдельной части автопарка, выделением времени на подготовку к поездке, ограничением времени движения и географии использования, а также особыми условиями для долгих аренд.
Для того, чтобы новички не создавали неудобств остальным участникам дорожного движения, наши респонденты и эксперты предлагают обязать их помечать свою машину знаком «начинающий водитель». А каршерингам предлагается мониторить поездки новичков в течение некоторого времени и блокировать их в случае нарушений.
А в снижении аварийности новичков операторам может помочь телематика, повышенные тарифы, а также получение новичками реальной практики вождения.
В любом случае, вопрос о допуске водителей без стажа и опыта остается на решении компаний. Технологии не стоят на месте, способов мониторинга и поощрения безопасного вождения становится все больше, так что, быть может, каршеринг сможет заменить личный автомобиль и в качестве «первой ласточки».