Что это такое?
Wheely — это премиальный сервис вызова личного водителя на автомобиле бизнес-, премиум- или люкс-класса. Водители в сервисе проходят строгий отбор, включающий тесты на знание местности и правил этикета. Заказать водителя пользователи могут как для себя, так и для третьего лица. В приложении доступен как заказ поездки на ближайшее время, так и заблаговременное бронирование.
Компания была основана в 2010 году и на сегодняшний день представлена в Лондоне, Санкт-Петербурге, Сочи, Париже и Москве. В последней у сервиса возникли проблемы.
В чем проблема?
Сервис Wheely отказался предоставлять геолокации своих водителей в реальном времени в Единую региональную навигационно-информационную систему (ЕРНИС) департамента транспорта Москвы. Это решение глава компании объяснил тем, что ЕРНИС не поддерживает шифрование данных, и геолокация передается в открытом виде, что позволяет злоумышленникам получить информацию о местоположении каждой машины, просто перехватив данные. А в этих машинах могут ехать известные люди, которые не хотят делиться своим местоположением.
А откуда такое требование?
В апреле 2020 года власти Москвы в связи с эпидемией коронавируса ввели запрет на пассажирские перевозки на легковых автомобилях без лицензии такси. У сервиса Wheely такой лицензии нет.
В начале мая запрет был снят, но сервисам, которым позволили возобновить работу, предъявили требование о передаче данных. И власти, и прокуратура утверждали, что требование вызвано необходимостью повысить безопасность поездок и бороться с эпидемией.
При этом компания Wheely утверждает, что это требование действует с 2017 года и не связано с эпидемией:
«Цели сбора геолокации всех водителей неизвестны. Также неизвестно, как эта информация используется, и у кого есть к ней доступ. Прецедентов передачи такого количества данных нет — ни в других регионах России, ни в других мировых мегаполисах.
Требование передачи данных не связано с пандемией и введенными сейчас ограничениями — оно появилось ещё в 2017 году. Для нас это принципиальный вопрос, поэтому я хочу пояснить нашу позицию»
И что произошло?
8 мая Wheely объявили, что вернутся к работе только в случае отмены требования о передаче геоданных. Однако 15 мая Wheely возобновили работу, не исполнив требования властей.
Дептранс обратился в прокуратуру с просьбой проверить Wheely на предмет нарушения законодательства и выполнения требований управления Роспотребнадзора по Москве.
А что в итоге?
Мещанский суд Москвы приостановил работу сервиса Wheely на 90 дней. Однако компания намерена обжаловать решение суда.