Какие перспективы у рынка каршеринга. Кратко
Эксперты Департамента исследований и прогнозирования Банка России назвали перспективы российского рынка каршеринга неоднозначными.
Прогнозы развития в целом позитивны, и сервису есть еще куда расти в ближайшие годы. Отмечается, что в Москве и других крупных городах рынок краткосрочной аренды автомобилей еще не достиг точки насыщения. При этом каршеринг не оказывает значимого влияния на спрос на личные автомобили.
Улучшить положение дел каршеринговые компании смогут, опираясь на международный опыт, который предполагает «введение специальных тарифов на дальние поездки с оплатой за ежедневный пробег, развитие peer-to-peer каршеринга со сдачей в аренду частных автомобилей».
Каршеринг в России и за рубежом. Обзор рынка
Согласно прогнозам мировая аудитория каршеринга вырастет к 2025 году до 36 миллионов человек, которые будут использовать около 427 тысяч автомобилей. К 2021 году общемировое число активных пользователей каршеринга возрастет до 3,5 миллиона человек.
Ожидается, что к 2040 году в мире будет 10 миллионов каршеринговых автомобилей. В России к 2023 году их число возрастет до 100 тысяч.
Число жителей Москвы, приходящихся на один автомобиль каршеринга, уже в ближайшие несколько лет достигнет уровня мировых столиц: Торонто (498 жителей на один автомобиль каршеринга), Мадрид (500), Нью-Йорк (525).
В настоящий момент число пользователей каршеринга в Москве составляет 1 миллион человек, это 10,1% от численности населения города в возрасте 18-79 лет.
Наиболее активно сервисом в Москве пользуются жители в возрасте 21-35 лет, а их расходы на каршеринг составляют от 1942 до 4617 рублей ежемесячно. Это от 7 до 9 поездок в месяц с использованием 2-5 сервисов.
Исследования показывают, что группа лиц в возрасте 21-35 лет в Москве довольно малочислена, порядка 2,6 миллиона человек. Каршеринговым компаниям стоит обратить внимание на более старшую группу, направив все силы по привлечению именно этой аудитории, считают эксперты.
Сможет ли каршеринг вытеснить личные автомобили?
Каршеринг в России может значительно разгрузить городскую инфраструктуру. В Москве около 24 тысяч автомобилей каршеринга могут заменить до 150 тысяч автомобилей по данным экспертов.
При этом о полном замещении каршерингом личного транспорта пока говорить рано. Согласно оценкам, доля ежедневных поездок на каршеринге относительно всего легкового транспорта пока незначительна — около 4%. Такой низкий показатель объясняется тем, что услуга находится в стадии становления, и пока сервис не может рассчитывать на интерес со стороны той части аудитории, которая уже приобрела автомобиль и пользуется им в настоящее время.
Развитие альтернативных видов транспорта, в том числе каршеринга, постепенно меняет поведенческие паттерны автомобилистов. За последний год 45% автомобилистов снизили количество поездок на личном автомобиле, но только 7% готовы полностью отказаться от такого средства передвижения.
Эксперты отрасли не рассматривают каршеринг как фактор, который значительно влияет на продажи личных автомобилей. В целом же, единого мнения о дальнейшем развитии каршеринга и его влияния на спрос не существует. Возможно, произойдет «автомобильный парадокс», когда автомобилей станет меньше, количество поездок увеличится, а рост популярности каршеринга в ближайшие пять лет значительно скажется на спросе.
Другие исследования более сдержанно оценивают перспективы замещения личных автомобилей каршерингом и прогнозируют постепенное и управляемое смещение акцентов в сторону каршеринга, а производители смогут адаптироваться к новым реалиям. При этом сценарии различные виды каршеринга уменьшат спрос на личные автомобили только на 2,5 процента.
Опираясь на общемировые тенденции, эксперты предполагают, что необходимость соблюдения социальной дистанции в период эпидемии может повлиять на выбор покупателей в будущем: использование каршеринга, вероятно, станет более предпочтительным, чем поездки на общественном транспорте или такси, но менее востребованным, чем владение личным автомобилем.
Как изменилось отношение россиян к каршерингу из-за пандемии? Результаты исследования
Тридцать пять процентов пользователей каршеринга вернулись к такой же частоте использования сервиса, какая была до пандемии. Такие результаты приводит «Российская газета» со ссылкой на опрос «Авито Авто».
Пятая часть опрошенных стараются чаще пользоваться каршерингом в целях безопасности, при этом столько же респондентов намерены полностью отказаться от каршеринга в пользу личного автомобиля.
Чуть меньше трети респондентов используют после самоизоляции каршеринг и такси в равном объеме. 25% опрошенных используют каршеринг чаще чем такси, так как он выгоднее и удобнее.
16% участников опроса считают поездку на каршеринге безопаснее, чем на такси, 14% опрошенных придерживаются противоположного мнения.
В исследовании приняли участие 10 000 человек по всей России, только 22% из них пользуются каршерингом.