Содержание
Закрытие операторов каршеринга
Прибегали ли где-то к крайней мере?
В мире →
В России →
Есть ли опасность в каршеринге в условиях пандемии? →
Теоретические обоснования ограничения работы каршеринга
Гигиеничность
Какие меры безопасности принимались в автомобилях каршеринга?
В мире →
В России →
Увеличение продолжительности аренды
Вводилась ли такая мера?
В мире →
В России →
Социальная польза каршеринга
Каршеринг — это социально ответственный бизнес?
В мире →
В России →
Бизнес
Как операторы каршеринга подстраивались под сложную ситуацию?
В мире →
В России →
Выводы и мнения экспертов →
Как скажется пандемия на индустрии?
Это большой материал, основанный на нашем исследовании. Если вам лень читать всё, то вот спойлер:
Жесткие ограничения, введенные в России, больше нигде не применялись. Разумеется, операторы каршеринга в других странах также понесли финансовые потери, но имели возможность сотрудничать с властями, продолжать работу и быть полезными для общества в такой непростой ситуации.
Наши компании были лишены всех возможностей в императивном порядке и лишь несли ежедневные многомиллионные убытки.
Выходит, что страна, которая только недавно гордилась бурно развивающейся индустрией каршеринга, не стала слушать экспертов и руководителей компаний, планомерно разрушая рынок и образовавшуюся вокруг него инфраструктуру. Пошло ли это на пользу обществу, неизвестно.
Теперь уже никто не узнает, сколько человек могло бы не подхватить covid, не спустившись в подземные переходы в день Х.
Закрывали ли где-то еще каршеринг?
В мире
В США и большинстве стран Европы, за исключением отдельных городов, никаких законов, запрещающих функционирование каршеринга, не принималось.
«Мы соблюдаем рекомендации ВОЗ и работаем в соответствии с текущими местными законами и указами. Что касается пандемии, нигде не выходило никаких документов, запрещающих работу каршеринга, кроме Мадрида.
Там местные власти закрыли весь «второстепенный» («non-essential») бизнес с 1 апреля. Наш концепт безопасности, разработанный в тесном взаимодействии с местными властями, и постепенное смягчение мер противодействия коронавирусу позволили нам возобновить работу в городе 25 мая.
Кроме того, мы полагаемся на помощь наших пользователей: мы уверены, что им до сих пор необходимо защищаться от вируса и самостоятельно, используя СИЗ и соблюдая дистанцию в соответствии с требованиями властей».
Где-то каршерингу все же пришлось закрыться, но по своей воле. Некоторые операторы, столкнувшись с экономическими проблемами на фоне пандемии, прекратили функционирование навсегда. В их числе новозеландский p2p-каршеринг YouDrive, американский Maven, принадлежавший концерну General Motors (впрочем, для Maven пандемия стала не единственной причиной закрытия). А p2p-каршеринг Turo, работающий в Америке, Европе и Канаде, полностью закрыл свое представительство в Германии.
Другим операторам пришлось закрыться только на время или изменить условия работы.
Например, правительство Мадрида решило временно закрыть все “второстепенные” предприятия, из-за чего каршерингу пришлось прекратить работу. Испанский WiBLE был вынужден остановить работу. При этом в течение апреля оператор бесплатно перевозил медицинских работников и волонтеров, а с 19 мая запустил подписку на автомобили на срок от 3 до 14 дней. На время эпидемии в Испании перестали работать Zity и ShareNow. ShareNow при этом продолжал работать в штатном режиме во всех прочих городах присутствия (а это почти вся Европа). А Zity планировал запуск в Париже в начале марта, но из-за эпидемии открыться во Франции удалось лишь 20 мая. Запрет на каршеринг в Мадриде был снят 25 мая.
В Великобритании 14 мая были приняты постановления, запрещающие автостоп, каршеринг и вообще использование не личных автомобилей, однако буквально на следующий день после их принятия (во многом благодаря реакции ведущей автомобильной организации страны The Automobile Association, а также фонда поддержки шерингового транспорта CoMoUK) правительство вновь разрешило пользоваться каршерингом.
Немного иначе обстояли дела в Новой Зеландии, где с 25 марта был объявлен 4 уровень тревоги, согласно которому работу прекратили все компании, оказывающие «второстепенные» услуги. Каршеринг вошел в их число, но смог продолжить работу, изменив условия. Оператор Cityhop прекратил свободное предоставление автомобилей, в приложении работала только регистрация и чат с поддержкой. Однако для постоянных пользователей Cityhop осталась возможной аренда автомобиля персонально для себя и для людей из общей группы изоляции. Кроме того, в обращении на своем сайте Cityhop объявил, что с людьми, действительно нуждающимися в сервисе, возможно найти особые решения. Оператор Zilch на время 4 уровня тревоги предоставлял свои автомобили только работникам предприятий, поддерживающих жизнеобеспечение страны.
28 апреля правительство Новой Зеландии объявило 3 уровень тревоги, и операторы каршеринга смогли вернуться к работе в обычном режиме.
А в Сингапуре, несмотря на усиление с 3 апреля мер по ограничению распространения коронавируса и закрытие «второстепенных» предприятий, каршеринг был причислен к необходимым сервисам и смог продолжать работу.
В России
В Москве и Санкт-Петербурге запрет на работу каршеринга был введен 13 апреля. Мэр Москвы Сергей Собянин объяснил это тем, что «в каршеринге нет ни водителя, ни ответственных — никого». Московский Дептранс также объявлял, что «обеспечить безопасность пассажиров там [в каршеринге — прим. ТШ] — сложно; никто не может ее гарантировать». Власти Санкт-Петербурга публичных комментариев о запрете не давали.
Изначально в Москве приостановка работы должна была продлиться неделю, а в Санкт-Петербурге — до конца месяца, но в итоге в Москве операторам разрешили частично возобновить работу только 25 мая, а в Петербурге запрет все еще действует.
В Нижегородской области запрет на каршеринг ввели с 17 апреля, и продлился он до 13 мая. При этом после возобновления работы (в регионе представлен только один оператор — Делимобиль), в отличие от Москвы, арендовать автомобили разрешили только по поминутным тарифам.
В Грозном отдельного запрета на работу каршеринга не выходило, но пользоваться им было невозможно из-за ограничений передвижения по городу в связи с коронавирусом.
В Краснодарском крае запретили каршеринг (он работал в Краснодаре и Сочи), а 27 апреля губернатор Краснодарского края Вениамин Кондратьев потребовал закрытия всех шеринговых сервисов в самом Краснодаре, и хотя официально никаких постановлений не выходило, операторам кар- и байкшеринга все равно запретили продолжить работу. При этом в городе с 31 марта действовало новое расписание общественного транспорта, по которому он стал ходить только 6 часов в день в режимах «утро» (с 06:00 до 09:00) и «вечер» (с 17:00 до 20:00). Кроме того, с 3 апреля запретили и передвижение на личных автомобилях. Такое положение дел привело к тому, что общественный транспорт ходил экстремально переполненным, что совсем не способствовало снижению скорости распространения вируса.
Опасен ли каршеринг в условиях пандемии?
В разных странах эпидемия COVID-19 проходила по-разному, а в зависимости от этого отличались и принятые меры. Однако можно выделить ограничения, которые были введены почти во всех странах, пострадавших от коронавируса:
- режим карантина (то есть, запрет на свободное перемещение);
- закрытие общественных заведений, кроме продовольственных магазинов и аптек;
- запрет на проведение массовых мероприятий;
- обязательный масочный режим и соблюдение дистанции на выходе из эпидемии;
- изменение режима работы общественного транспорта.
Каршеринг трудно отнести к обычному общественному транспорту, и риски, которые несет в себе пользование им во время пандемии, отличаются от рисков в метро или автобусах. Но, разумеется, они все равно есть: автомобиль арендуют абсолютно разные люди, и, если в общественном транспорте пассажир в идеале может не касаться вообще ничего, то в автомобиле много поверхностей, с которыми придется соприкоснуться. Шанс заразиться в каршеринге, если до этого автомобиль арендовал больной человек, существует.
Но этот шанс в каршеринге значительно ниже, даже если оставить за скобками то, что компании по всему миру добровольно участили мойки, стали раскладывать в машины дезинфекторы и активно напоминали пользователям о необходимости соблюдать осторожность.
Через каршеринговый автомобиль в день проходит гораздо меньше людей, чем через любой общественный транспорт: например, трамвай перевозит десятки тысяч людей в час, тогда как на каршеринговый автомобиль в Москве (где на сегодняшний день представлен самый многочисленный парк каршеринга в мире) в день приходится в среднем всего 7 аренд. И даже если при каждой аренде автомобилем пользуются 5 человек, через него проходит несоизмеримо меньше людей.
Следующий момент — дезинфекция. Проводить полную дезинфекцию автобуса, трамвая, поезда сложнее и дольше, чем дезинфекцию автомобиля. Кроме того, в каршеринговой машине каждый пользователь имеет возможность до поездки проветрить салон и протереть все поверхности, с которыми будет соприкасаться, антисептиком.
С другой стороны, во-первых, возможность арендовать автомобиль может стать для людей, не имеющих собственного, стимулом для поездок даже тогда, когда в них нет необходимости, что противоречит политике сокращения людского трафика в городах. А во-вторых, если сравнивать каршеринг не с общественным транспортом, а с классической арендой, он проигрывает по гигиеничности за счет краткосрочности поездок (и соответственно, большего количества людей, проходящих через один автомобиль).
Но операторы по всему миру искали и находили пути минимизации рисков.
Гигиеничность и безопасность
Абсолютное большинство компаний отнеслись к ситуации со всей ответственностью и ввели особые меры поддержания чистоты и безопасности в автомобилях.
В мире
Итальянский Enjoy ввел новые правила пользования сервисом, согласно которым пользователь обязан использовать СИЗ и может брать с собой только одного пассажира, а также рекомендацию располагать пассажира по диагонали за водителем. Немецкий Miles Mobility также ограничил возможность поездок с пассажирами: по новым правилам, пассажирами пользователя могут стать только проживающие с ним вместе люди.
«Поскольку безопасность всех наших клиентов и сотрудников Share Now является нашим главным приоритетом, мы приняли меры предосторожности в отношении гигиены нашего парка. Наши автомобили регулярно очищаются и дезинфицируются специально уполномоченным поставщиком услуг. Особое внимание уделяется тщательной дезинфекции рулевого колеса и рукоятки переключения передач. Этими мерами мы стараемся максимально снизить риск заражения наших транспортных средств».
Многие компании изменили подход к мойке и дезинфекции. Европейский Getaround ввел новые протоколы гигиены и чистки для всех сотрудников, которые контактируют с автомобилями, а также отладил механизм деактивации автомобиля и последующей полной обработки на случай, если в нем проедет зараженный человек. Швейцарский Mobility перевел часть своего автопарка в долгосрочную аренду, а автомобили, оставшиеся для поминутной аренды, подвергал более тщательной обработке. Испанский Respiro ввел новую систему бронирования: заявку необходимо было оставить за 2 часа до начала аренды, чтобы оператор мог подготовить и продезинфицировать автомобиль. Канадский EVO убрал из доступа 200 автомобилей, чтобы успевать обрабатывать остальные на должном уровне. Так же поступил и другой канадский сервис, Modo.
В России
Российские операторы усилили гигиенический контроль над автомобилями еще до появления любых рекомендаций или требований, связанных с пандемией. В автомобили раскладывали антисептические салфетки, а пользователям напоминали в соцсетях о необходимости соблюдать меры предосторожности.
С марта крупнейшие каршеринговые компании — Яндекс.Драйв, Делимобиль, YouDrive и BelkaCar — увеличили частоту и интенсивность моек, стали проводить дезинфекцию и проветривание салонов и рекомендовать пользователям самостоятельно обрабатывать антисептиком все поверхности, которых приходится касаться, перед поездкой и никуда не ездить при любых признаках заболевания.
Дополнительно снижало риски то, что по мере распространения коронавируса по России и принятия мер по противодействию ему спрос на каршеринг падал, и через один автомобиль в день проходило меньше людей. В Москве, например, на 20 марта, по данным Дептранса, количество поездок на каршеринге снизилось на 15%, а с момента введения самоизоляции и до введения запрета на один каршеринговый автомобиль приходилось 2-4 аренды в день.
А если увеличить продолжительность аренд?
В целях повышения безопасности многие операторы стали стимулировать длительные аренды.
В мире
Швейцарский Mobility перевел 25% своего автопарка в долгосрочную аренду. Немецкий Miles Mobility с 17 марта вдвое снизил стоимость суточных (от 3 до 14 суток) тарифов. Канадский Modo запустил продлеваемую месячную подписку на свои автомобили по низким ценам. Каршеринг ZipCar, работающий в США, Канаде и Европе, предлагал 50% скидку на тарифы и эксклюзивный доступ к одному и тому же транспортному средству в течение 5 или 7 дней.
В России
Во многих городах России, где есть каршеринг, он продолжил работать без изменений. Но в Москве, Санкт-Петербурге, Краснодаре, Сочи, Нижнем Новгороде и Грозном его запретили — где-то прямыми указами, а где-то в рамках установленных ограничений на передвижение по городу.
Когда в Москве и Петербурге запрет был впервые введен на неделю, Яндекс.Драйв попробовал пойти по пути увеличения минимальной продолжительности аренды до недели. По новым тарифам начать аренду можно было бы до вступления в силу запрета на работу каршеринга, а завершить аренду уже по истечении срока действия этого запрета. Кроме того, продолжить работу планировал сервис премиальных автомобилей Anytime Prime, который в ответ на ограничения ввел десятидневный тариф. Но Дептранс запретил работу каршеринга в любом виде, даже для долгосрочной аренды, лишив таким образом людей, не имеющих личного автомобиля, возможности избежать общественного транспорта и такси.
Еще до введения запрета BelkaCar анонсировала услугу аренды автомобиля с водителем, а YouDrive ввел тариф “Я в офисе”, воспользоваться которым можно было бы только не начиная движение. Но запрет на каршеринг коснулся и этих нововведений.
Операторам пришлось искать другие возможности быть полезными пользователям и держаться на плаву. YouDrive ввел услугу доставки, а также, совместно с Делимобилем, стал заниматься доставкой заказов продуктов в сервисе Самокат. Делимобиль запустил новый b2b-сервис, в рамках которого на сегодняшний день сотрудничает с “Пятерочкой” и службой доставки DPD: оператор предоставляет свои автомобили с водителями для доставки заказов из магазинов. Lifcar также запустил курьерскую доставку, как b2c, так и b2b.
Запрет на работу каршеринга в Москве в итоге продлился до 25 мая, но и после его отмены операторам позволили работать с рядом ограничений, основным из которых является минимальная продолжительность аренды сроком в 5 дней.
Все ограничения отменены с 9 июня, но окончательно ли — неизвестно.
Социальная польза каршеринга
В мире
Каршеринг оказался очень полезным для такой форс-мажорной жизненной ситуации. Компании проявили себя как социально ответственный бизнес и по собственной инициативе участвовали в помощи в борьбе с пандемией. Операторы по всему миру предоставляли свои автомобили для медиков, волонтеров и работников предприятий, обеспечивающих жизнедеятельность городов и стран:
- Seat через собственный каршеринг Respiro бесплатно передал 150 автомобилей больницам в Барселоне и Мадриде, а также 20 автомобилей и 2 фургона — в фонд Хименеса Диаса из Мадрида;
- ShareNow в Германии выпустил специальное предложение по дешевой долгосрочной аренде для сотрудников медицинских учреждений, полиции, служб паллиативной помощи, работников продуктовой сферы и других категорий, которые не прекращали работу из-за пандемии;
- Бельгийский Poppy с первых дней пандемии передал часть парка в пользование медицинским работникам. За это время сервисом воспользовались более 500 специалистов из более чем 80 больниц, совершив более 1500 бесплатных поездок;
«Мы сняли с линии наши электромобили. Их было слишком сложно дезинфицировать, но у нас их всего 20 в Праге. Несколько автомобилей мы бесплатно предложили небольшим компаниям, которые обеспечивают доставку еды и масок для людей старшего возраста. Также мы продвигали идею того, что шеринговый транспорт почти так же безопасен, как личный, и гораздо безопаснее общественного».
- Британский Hiyacar ввел бесплатные поездки для медицинских работников, а сотрудники компании перегоняли автомобили к больницам, если видели, что их недостаточно;
- Немецкий We Share расширил зону завершения аренды таким образом, чтобы она охватывала большинство больниц Берлина, активно рассказывал в соцсетях о различных благотворительных акциях, предлагая присоединиться, и передал часть автопарка волонтерам;
- Нидерландский Juuve ввел пониженный тариф для медицинских работников;
«Одна из причин, по которой мы решили не останавливать наш сервис во время пандемии, заключалась в том, что мы хотели предложить максимально безопасный транспорт всем людям, которые вынуждены ездить на работу. Поэтому мы реализовали специальную инициативу CARE NOW, посвященную поддержке самых важных работников - врачей, медицинского персонала, сотрудников городских служб, аварийных служб и полиции».
- Free2Move во Франции предоставлял часть парка медицинским работникам;
- Himobilty в Астурии (Испания) предоставлял бесплатные поездки для медицинского персонала. Для удобства перемещения часть парка была расставлена у медицинских учреждений;
- Часть собственников автомобилей p2p-платформы Getaround в Европе отказались от своего вознаграждения, чтобы медицинские работники могли арендовать их со скидкой.
В России
Делимобиль совместно с Volkswagen в рамках всероссийской акции «Мы вместе» передал волонтерским организациям около 100 автомобилей. Но, с запретом каршеринга, акция была остановлена, продлившись всего неделю, из-за запрета перемещения каршеринговых машин по городу.
Позднее операторы все же смогли добиться возможности поучаствовать в социальной помощи.
Яндекс.Драйв передал часть своего автопарка и заправщиков для участия в социальном проекте «Помощь рядом».
BelkaCar передала 50 автомобилей в штаб проекта «Милосердие», чтобы ими могли пользоваться врачи и волонтеры. Обслуживанием автомобилей операторы занимались самостоятельно.
Бизнес
Несмотря на то, что пандемия нанесла существенный удар по отрасли, бизнес подстраивался под ситуацию и вводил новые предложения.
В мире
Операторы стремились делать выгодные предложения. Кто-то, как и в России, вводил новые услуги. Например, испанский Himobility с конца апреля стал предоставлять услуги доставки. А датский GreenMobility разработал услугу, совмещающую такси и каршеринг. В ее рамках пользователи могут заранее определять время и место, куда должен быть подан автомобиль, но при этом самостоятельно быть за рулем.
Японский Nissan e-share Mobi по окончании режима ЧС в стране ввел тариф для использования автомобиля в качестве офиса, воспользоваться которым можно в будни с 6:00 до 24:00. По мнению оператора, автомобиль может стать альтернативным личным пространством для тех, кто вынужден работать из дома из-за ограничений.
Другие операторы проводили акции и также вводили новые тарифы:
- Испанский Respiro с 21 апреля ввел акционный тариф для тех, кто вынужден ходить на работу в условиях пандемии;
- Zity, работающий в Мадриде и Париже, после возобновления работы ввел новые дневные тарифы и расширил зону пользования сервиса, а также добавил разовые скидки на некоторые автомобили и продлил до конца года действие акционных пакетов, приобретенных до пандемии;
- Немецкий We Share ввел реферальную систему на время эпидемии и снизил стоимость режима ожидания;
- Нидерландский Juuve в период эпидемии расширил автопарк, а также в течение недели предоставлял скидки на поездки всем пользователям;
- Американский ZipCar с 23 апреля предложил новый тарифный план «Оставайтесь вместе», с которым короткие поездки на небольшие расстояния стали намного выгоднее.
В России
Операторы каршеринга понесли огромные убытки. Какой-то доход приносило направление b2b, держаться на плаву помогали партнерские программы со службами доставки.
Однако по оценкам экспертов, несмотря на все это компании теряли от 10 до 25 миллионов рублей в день. Еще до введения запрета количество поездок в Москве, по данным Дептранса, упало на 60-70%, но пока существовал какой-то приток средств, он позволял хотя бы отчасти покрывать затраты на лизинг, составляющие больше половины расходов компаний.
Лизинговые компании же отказали операторам каршеринга в предоставлении кредитных каникул.
Выводы и мнения экспертов
Операторы каршеринга сейчас сталкиваются с проблемой своей традиционной цели: замещение владения автомобилем. Страх перед Covid-19 в предстоящие месяцы может склонить чашу весов в пользу покупки автомобилей, а не пользования шеринговым транспортом. Кроме того, рецессия может означать меньшее количество новых автомобилей, которые более популярны на шеринговых платформах.
Одновременно с этим p2p-операторы ожидают, что в предстоящие месяцы все больше людей будут размещать свои автомобили на каршеринговых платформах. При неспокойной экономике автовладельцы могут обратиться к каршерингу, чтобы покрыть платежи дополнительным доходом.
В конечном счете, может ли отрасль преобразовать краткосрочные изменения, вызванные пандемией, в устойчивый источник долгосрочных продаж? Аналитик Pitchbook Асад Хуссейн считает, что компании сталкиваются с долгосрочной угрозой их моделям:
«Не имеет финансового смысла арендовать автомобиль на постоянной основе. Покупка автомобиля окажется выгоднее. К тому же, больше людей тяготеет к собственности».
Другого мнения придерживаются сами представители индустрии:
«Каршеринг останется важной составляющей городской мобильности. Для многих наших клиентов наши автомобили незаменимы и являются неотъемлемой частью их ежедневных перемещений.
Что касается городов, то ситуация с пандемией привела к повышению осведомленности о развитии городской мобильности. Это можно увидеть в случае различных европейских городов: например, Брюссель, Милан и Турин отдали приоритет развитию велосипедных дорожек и согласились с ограничениями скорости внутри города.
В целом текущая ситуация со всеми ее последствиями и ограничениями демонстрирует важность наличия различных вариантов мобильности. Поэтому мы убеждены, что каршеринг будет играть все более важную роль».
А что в России?
Автоэксперт Сергей Грачёв, считает, что ограничения со стороны местных властей были нелогичными и ничем не обоснованными. «Вирус не умеет определять, где он находится – в пафосном электробусе или в Солярисе. Только сделать дезинфекцию в Солярисе в разы быстрее. Гвоздем в крышку гроба стал приказ убрать автомобили с улиц (видимо, электробусам было негде парковаться). Разрешение для пятидневной аренды только по рабочему пропуску — тоже так себе успокоение».
Также он подчеркивает, что лизинговые и страховые платежи, как и зарплату сотрудников, аренду офисов и ремзон для каршеринга никто не отменял, а от запрета пострадало большое количество предприятий смежного бизнеса. При этом операторы теперь, вероятно, станут гораздо более аккуратными и экономными.
«Пандемия вряд ли скажется на каршеринге как на отрасли. Парк будет расти, пусть и не такими темпами.
Полагаю, в свете озвученной государством поддержки автомобильного бизнеса и шеринга в частности, парк прирастет lowcost-сегментом. Хотя, как показывает экономика каршеринга в других системах, в нормальных условиях эффективнее иметь один мерседес, чем пять солярисов.
Ограничения в работе каршеринга затронули не только десятки сотрудников внутри операторов. Мойки, СТО, огромное количество подрядчиков с тысячами сотрудников вынуждены были или приостановить работу, или закрыться. Как и почти весь малый бизнес, не связанный с продажей масок и санитайзеров.
Вместо того, чтобы поддержать безопасный, по сравнению с метро и «гармошками» на 200 мест, вид общественного транспорта, правительство Москвы выстрелило себе в ногу, запретив использование фактически индивидуального средства передвижения.
Сколько человек могло бы не подхватить covid, не спустившись в подземные переходы в день Х?».
О том, насколько меры, принятые властями России, скажутся на инвестиционной составляющей, можно судить по словам президента Делимобиля:
«Никто не пытался дать какое-либо объяснение. Более того, никто вовремя нас не предупредил об ограничениях.
Понимаете, когда возникает интерес привлечь в город инвестиции — все звонят, приходят, показывают и рассказывают, почему инвестировать хорошо; а когда возникают сложности и проблемы — уже никто не реагирует, и номер телефона люди забывают. Это не очень красиво».
Винченцо Трани также возглавляет Итало-российскую торговую палату и занимается привлечением инвестиций в страну. Ситуация с Делимобилем и каршерингом в целом, по его словам, «несколько мешает». Бизнесмен хотел бы, «чтобы органы госвласти точно так же относились к инвесторам, как инвесторы, включая меня, относятся к ним».
Екатерина Макарова, сооснователь BelkaCar, выражает надежду на поддержку со стороны правительства, лишившего каршеринг возможности работать:
«Экономика каршеринговых сервисов после выхода из карантина будет во многом зависеть от того, будет ли какая-то реальная поддержка операторов правительством. Речь, в частности, идет о субсидировании обязательств операторов перед лизинговыми компаниями.
Суммарная задолженность по результатам 2 месяцев карантина превышает 3 млрд рублей.
Очень надеемся на положительное решение в этом вопросе, потому что только так московский рынок каршеринга сможет остаться мировым лидером. Пока вопрос открыт, субсидии мы пока не получили».
Еще совсем недавно Москва кичилась тем, что занимает первое место в мире по количеству автомобилей каршеринга. Сейчас этот же город затянул петлю на шее индустрии.
Останется ли Москва самым активно развивающим шеринг городом в мире после пандемии — открытый вопрос. Но нам определенно есть, чему поучиться у Запада.