UPD: с нами связался бывший сотрудник компании, опровергающий слова руководителя. Его версия событий подробно изложена здесь:
Краткий анамнез
Подозрения о скором закрытии сервиса стали возникать у пользователей еще со второй половины 2019 года: тогда количество доступных для аренды автомобилей очень сократилось, а в какой-то момент в Петербурге их вообще не было. Техподдержка МатрёшCar, однако, на вопросы о происходящем уверяла, что часть автомобилей находилась в аренде, а другие — на плановом ТО.
В октябре 2019 года МатрёшCar досрочно выкупила 8 автомобилей Smart, затем вернул шесть автомобилей BMW 3, четыре Mercedes C-class, десять Mazda 3 и один Jaguar XE лизинговым компаниям. Также в конце октября в компании полностью сменился руководящий состав.
Некоторое время новостей от компании не поступало, но затем МатрёшCar неожиданно добавила много новых зон завершения аренды в Москве и МО, внесла изменения в реферальную систему и стала повторно рассматривать отклоненные ранее заявки на регистрацию. Позднее оператор ввел возможность междугородних поездок и расширил бонусные зоны в обоих городах. Также в начале 2020 года стало известно о планах оператора вернуть на линию порядка 120 автомобилей, сняв с них красную оклейку.
Но когда в конце марта 2020 года в России объявили режим самоизоляции, МатрёшCar сперва сократила зону завершения аренды в Москве, а затем вывела большую часть автомобилей с линии на время карантина. А затем в Москве и Петербурге вступил в силу запрет на каршеринг.
И что произошло?
Когда запрет на работу каршеринга был принят до 1 мая, в сети появился скриншот переписки с техподдержкой МатрёшCar, в котором представитель компании говорил, что «машины не будут в доступе никогда»:
Мы обратились за комментарием в компанию, и нам сказали, что данный ответ был ошибкой клиентской службы, и к сотруднику, давшему его, применят санкции.
Кроме того, представитель оператора Оксана Беляк рассказала о реальном положении дел:
«Мы выбрали политику резкого сокращения расходов на время карантина. Мы не будем искать другие модели работы, вроде доставки, поскольку расходы в этом случае превысят доходы. Что будет после карантина — пока неизвестно, во многом это зависит и от реакции лизинговых компаний.
Также, конечно, большую роль будет играть спрос. Если по выходу из самоизоляции люди предпочтут каршеринг общественному транспорту, будет проще.
На данный момент мы выполняем предписания правительства, ждем завершения карантина и ремонтируем автомобили. У компании все лучше, чем может показаться».
Часть других операторов также пережидает время запрета в сравнительном бездействии. Но каршеринги с бóльшими автопарками ищут новые способы функционирования, приемлемые при текущих ограничениях, поскольку убытки растут пропорционально количеству автомобилей и сотрудников: