С 25 мая каршеринг заработал с минимальным сроком аренды в 5 дней. С 9 июня каршеринг возобновит работу в полном объеме без ограничений.
Что произошло?
С 13 апреля работа операторов каршеринга в Москве приостановлена. В официальном сообщении оперштаба было сказано, что причина в том, что спрос на эту услугу упал на 60%, кроме того, по словам оперштаба, соблюдать режим дезинфекции в каршеринге очень сложно.
Операторы ранее подробно рассказывали о мерах дезинфекции, которые проводились в автомобилях.
С 15 апреля в Москве был введен пропускной режим. Утром первого дня перед многими станциями метро в Москве выстроились большие очереди, связанные с тем, что полицейские проверяли у всех пассажиров цифровые пропуска для передвижения по городу. Как это способствует социальному дистанцированию — не ясно.
18 апреля Правительство Москвы продлило до 1 мая. Запрет остался в силе и для краткосрочной аренды (каршеринга).Симметричная мера в отношении каршеринга была введена и в Московской области.
28 апреля запрет на работу каршеринга в Москве снова продлили. Срок приостановки работы каршеринга в Москве увеличился до 11 мая включительно.
7 мая Сергей Собянин подписал указ о продлении режима самоизоляции с сохранением всех ограничений, включая запрет работы каршеринга, до 31 мая.
15 мая Максим Ликсутов сообщил, что вопрос о частичном разрешении работы каршеринга обсуждается правительством Москвы и Роспотребнадзором. Сервис может возобновить работу при условии, что минимальный срок аренды составит 5 дней, а машины после завершения аренды будут сниматься с линии и отправляться на полную дезинфекцию.
21 мая оперштаб Москвы сообщил, что с 25 мая пользователи каршеринга смогут арендовать автомобили на срок от 5 дней.
Как на это реагируют операторы каршеринга?
Эксперты рынка отмечают, что даже при грубом подсчете каршеринговые компании ежедневно несут убыток в 28 миллионов рублей.
Представители оператора BelkaCar сообщили vc.ru, что уже после введения в Москве режима самоизоляции выручка крупнейших каршерингов Москвы упала на 70%. Эти цифры соответствуют данным о падении количества поездок на 60-70%, которые предоставляла пресс-служба Дептранса. По словам операторов, приток средств позволял хотя бы отчасти покрывать затраты на лизинг, составляющие больше половины расходов компаний.
Борис Голиков, совладелец и основатель YouDrive, первым выразил свое мнение публично:
Затем высказалась и соосновательница BelkaCar, выпустив манифест по поводу закрытия каршерингов. В нем Екатерина Макарова сообщила о значимости сервиса для города, убытках, которые несут компании и готовности помогать волонтерам.
Следующим о ситуации подробно рассказал президент Делимобиля Винченцо Трани в интервью «Интерфаксу».
Мы собрали главное из этих выступлений и взяли комментарий у эксперта из отрасли:
Как реагируют пользователи и эксперты?
Решение приостановить работу каршеринга было встречено негативно. Большинство каршероводов обращает особое внимание на то, что каршеринг гораздо лучше соответствует принципу социального дистанцирования, чем общественный транспорт. Кроме того, пользователи сервисов беспокоятся, что убытки компаний приведут к росту цен.
Эксперты отрасли также высказались негативно:
«Когда в Москве было 500 автомобилей каршеринга, ими управляла группа энтузиастов, а теперь их стало почти в 100 раз больше — и это уже отрасль, глубоко интегрированная как в инфраструктуру городского пассажирского транспорта, так и во многие сферы бизнеса — АЗС, автосервисы, автосалоны, мойки и многое другое
Муниципальный транспорт ни в одной стране мира, будь то Америка или Европа, не самоокупаем — он «висит» на дотациях муниципальных организаций, читай — государства.
В условиях самоизоляции спрос на услуги каршеринга и так провалился на 70-80%, впрочем, как и у всего пассажирского транспорта. Так может с этой точки зрения логичнее было бы сократить количество муниципального транспорта, риск несоблюдения дистанции и заражения в котором намного выше.
Каршеринг, как менее рискованный способ добраться куда-нибудь и не висящий на финансовой шее города (льготы на парковку не в счёт — автобусы не платят за нее в принципе, хотя пробок создают намного больше, несмотря на выделенные полосы), оставить, обязав его операторов проводить тотальную дезинфекцию и блокировку пользователя при отсутствии электронного пропуска?».
"Из всех интервью и манифестов чувствуется, что руководители компаний пытаются в публичном поле обратиться к логике правительства города.
И логика там, вероятно, есть, просто она как всегда по «особому пути». Есть много теорий на этот счёт - от лобби таксистов до снижения стоимости бизнесов с их последующей скупкой. Каждый сам выбирает во что верить, но причина этой конспирологии — отсутствие внятного диалога, как теперь оказывается, не только с жителями но и с бизнесом. Закономерный результат: журналисты в погоне за сенсацией додумывают логические объяснения в своих телевизионных сюжетах, а доверчивые любители медиа прошлого века верят, что каршеринг — источник всех бед и болезней.
Особого интереса заслуживает тема с федеральными субсидиями (которую предложил Путин) на фоне совершенно нелогичного запрета каршеринга Собяниным. Машины стоят, миллиарды рублей растворятся в воздухе. Чувствуется, что у власти нет ни общего понимания проблемы, ни путей ее решения.
Самое сильное в интервью Трани — заявление о том, что наращивать парк в Москве они больше не планируют. Вынесем за скобки то, как это отразиться на их бизнесе, но оставим суть: Москва теряет свою инвестиционную привлекательность в глазах западных инвесторов. Бизнес понимает, что в любой момент может оказаться под запретом без объяснения причин. С другой стороны, история с Калви подтверждает — репутация в нашей стране ничто. Бордюры, камеры и штрафы - вот наш особый путь".
А как в других странах?
Мы изучили соцсети и сайты многих каршерингов по всему миру, и нашли только два, которые были вынуждены закрыться из-за эпидемии (в Новой Зеландии и одна компании в Германии).
Подробнее о том, как каршеринг интегрирован в карантинную жизнь других городов, можно прочитать в отдельном материале (спойлер: возможности каршеринга используются максимально)
Зачем все это?
Никто не знает. Но:
24 апреля на совещании по поддержке автопрома в условиях пандемии президент высказался о необходимости поддержки операторов каршеринга. Владимир Путин предложил предусмотреть льготные лизинговые механизмы для операторов каршеринга и выделить на это 2,5 миллиарда рублей.
Позднее, 29 апреля, ТАСС сообщил, что Минпромторг РФ работает над запуском программы «Доступная аренда» в российских регионах. Программа должна поддержать спрос на автомобили и обеспечить доступную аренду для тех, кто не хочет покупать машину в собственность. В планах министерства субсидирование проектов в регионах, чтобы программа была доступна по всей стране, а ставка за пользование была невысокой.
Что вы думаете о закрытии каршеринга? Безопасен ли этот вид транспорта? Выживут ли компании?
Пишите свое мнение в комментариях