В Москве каршеринг закрыли на неделю, в Санкт-Петербурге — до конца месяца. Оказалось, запрет распространяется не только на шеринг, но отчасти и на классический прокат (в частности, пострадал сервис Anytime Prime). Ищем ответы на вопросы, насколько оправданы такие меры и к чему приведет простой каршерингового автопарка.
10 апреля московские власти приняли решение о приостановке деятельности операторов каршеринга. В официальном тексте указа мэра Москвы сказано: «Временно приостановить с 13 апреля 2020 г. по 19 апреля 2020 г. оказание услуг по краткосрочной аренде автомобилей (услуг каршеринга) <…> на территории города Москвы и (или) Московской области».
Операторы попытались найти выход из ситуации: например, Яндекс.Драйв ввел недельные тарифы, по которым начать аренду можно было бы до вступления в силу запрета на работу каршеринга, а завершить аренду уже по истечении срока действия этого запрета. В компании предполагали, что такая аренда будет удобной для пользователей, которым нужен автомобиль, и при этом безопасной.
Однако оказалось, что каршеринг не должен работать ни в каком виде — об этом заявила пресс-служба Дептранса Москвы. Яндексу пришлось извиниться и убрать новые тарифы. Источник, близкий к руководству каршеринга, сообщил, что это в большей степени связано с бюрократическими причинами: Яндекс.Драйв имеет право на льготную стоимость парковочного абонемента для своих автомобилей именно как компания, предоставляющая услуги краткосрочной аренды.
13 апреля стало известно, что власти Санкт-Петербурга также решили временно запретить оказание услуг каршеринга.
Решение приостановить работу каршеринга было встречено негативно. Большинство каршероводов обращает особое внимание на то, что каршеринг гораздо лучше соответствует принципу социального дистанцирования, чем общественный транспорт. Кроме того, пользователи сервисов беспокоятся, что убытки компаний приведут к росту цен.
«Решение приостановить работу сервисов каршеринга показалось мне максимально лишенным любой логики. В контексте карантина придумать транспорт лучше и безопаснее, чем каршеринг, трудно:
1) во время "самоизоляции" в день на машину приходилось по 2-4 аренды, то есть в процессе движения вы физически не можете контактировать с большим числом потенциально зараженных;
2) ваши средства индивидуальной защиты действительно (!) работают — вы можете хоть всю машину протереть спиртовыми салфетками;
3) сами сервисы тоже мыли и дезинфицировали автомобили;
По всем критериям каршеринг точно безопаснее метро и автобусов»
В Москве продолжил работу сервис Anytime Prime, предлагающий аренду автомобилей на срок от суток. В конце марта оператор добавил специальный тариф на время карантина — «Дом на колесах» со сроком аренды 10 дней.
Изначально Anytime был оператором каршеринга, причем первым в Москве — он запустился в 2012 году. В 2018 году компания была куплена Делимобилем (точнее, компанией ООО «Микро Капитал Руссия», входящей в группу компаний, управляющих брендом Делимобиль). Новое руководство сменило вектор развития и превратило Anytime в сервис долгосрочной аренды автомобилей по подписке.
Казалось, что на Anytime Prime — долгосрочную аренду автомобилей — не распространяется правило о приостановке, которое начало действовать для каршеринга. Оператор добавил в автопарк бюджетные модели (Kia Rio, Nissan Qashqai, Toyota Camry) и заверил пользователей, что перед каждой доставкой автомобиль моют и обрабатывают дезинфицирующими средствами.
Но Дептранс с этим не согласился, отнеся услуги сервиса к каршерингу.
«Напоминаем сервису Anytime, что согласно указу Мэра Москвы работа каршеринга приостановлена в любом виде, так как обеспечить безопасность пассажиров там — сложно.
Мы продолжим проверки и отправим в Прокуратуру данные по компаниям, которые нарушают указ Мэра.
Пожалуйста, оставайтесь дома»
И действительно, сервису Anytime Prime тоже пришлось закрыться:
«Мы приостановили оказание услуг долгосрочной аренды нашего премиального сервиса Anytime Prime. Новые аренды сейчас невозможны. С теми, кто брал автомобиль заранее на длительные сроки и уехал далеко от Москвы, мы связываемся и предлагаем помощь и услуги наших механиков для перегона автомобилей»
Закрытие сервисов каршеринга кажется не самым логичным решением в контексте борьбы с распространением коронавируса. Официальная позиция властей такова, что за дезинфекцией каршеринговых автомобилей слишком сложно следить. Однако другой общественный транспорт с высокой долей вероятности окажется куда более опасным хотя бы из-за количества людей, проходящего через него.
«Чем не угодили сервисы долгосрочной аренды, понять крайне трудно, и единственное сколько-нибудь логичное объяснение их закрытию — это попытка отбить вообще всякое желание выходить на улицу. Чем меньше будет возможностей передвигаться по городу, не прибегая к транспорту с большим пассажиропотоком, тем меньше будет желание передвигаться»
В первый день пропускного режима в метро Москвы возникли огромные очереди, поскольку полицейские проверяли у всех пассажиров цифровые пропуска для передвижения по городу. Как это способствует социальному дистанцированию — не ясно.
С закрытием каршеринга не согласны и пользователи, и компании. Совладелец и основатель YouDrive выразил свое мнение публично:
Представители оператора BelkaCar сообщили vc.ru, что уже после введения в Москве режима самоизоляции выручка крупнейших каршерингов Москвы упала на 70%. Эти цифры соответствуют данным о падении количества поездок на 60-70%, которые предоставляла пресс-служба Дептранса. По словам операторов, приток средств позволял хотя бы отчасти покрывать затраты на лизинг, составляющие больше половины расходов компаний.
За время простоя автомобилей операторы понесут убытки в миллионы рублей: по нашим данным лизинговые компании отказали каршерингам в предоставлении «каникул» по платежам.
Так что действительно, запрет на работу каршеринга выглядит «затягиванием петли»:
«Еще совсем недавно город кичился тем, что занимает первое место в мире по количеству автомобилей каршеринга. Сейчас этот же город затянул петлю на шее всех операторов.
У больших компаний сотни людей в штате и огромные платежи по лизингу. Каждый день каждая из компании большой четверки теряет от 10 до 25 миллионов рублей только на лизинге. Думаю, ни для кого не будет новостью, что деньги терять не любит никто. Все это подогревается неопределенностью — ничто не помешает городу продлить запрет, прецедент уже есть.
Восстановиятся ли компании к концу карантина или закроются, спалив в печи все свои деньги, сейчас не понятно.
Останется ли Москва первым в мире городом по количеству машин — также открытый вопрос»