По данным Департамента транспорта на 2 апреля количество поездок на такси и каршеринге в Москве сократилось на 63% по сравнению с этим же днем год назад. Как чувствуют себя эти сферы и что планируют предпринимать компании, чтобы удержаться на плаву?
Рынок такси меняет бизнес-модель
Крупнейшие агрегаторы такси фиксируют значительное падение числа заказов. При этом некоторые компании еще недавно говорили о росте спроса в регионах и в дневные часы в Москве.
Ситимобил 24 марта сообщал об общем росте заказов в регионах, в частности, в городах-миллионниках. В одном из них (компания не назвала в каком именно) количество заказов выросло на 15%.
По данным на 1 апреля Ситимобил фиксирует уже падение спроса на 30% в некоторые дни. Об этом сообщают «Ведомости» со ссылкой на представителя компании Георгия Лобушкина. Он полагает, что строгий режим самоизоляции спровоцирует еще большее снижение спроса в ближайшее время.
Изменилась ситуация и в регионах. По данным председателя Общественного совета по развитию такси в регионах России Ирины Зариповой, спрос на такси в регионах снизился на 20-30%.
Чтобы хоть как-то минимизировать убытки, такси осваивают сервисы доставки. В приложение Яндекс.Такси интегрировали Яндекс.Лавку и Яндекс.Еду. Также компания намерена организовать доставку безрецептурных препаратов. О возможном запуске подобной услуги сообщала и компания «Везет».
Яндекс.Такси подключает водителей-партнеров к доставке продуктов из сети магазинов «Вкусвилл», а с сегодняшнего дня агрегатор будет доставлять заказы из строительных магазинов Леруа Мерлен. Пока услуга доступна только в Москве и Нижнем Новгороде, в Перми проходит тестирование.
«Ведомости» сообщают, что компания ведет переговоры и с другими крупными ритейлерами.
По такому же пути пошел агрегатор Gett. Водителям такси предлагают временно перейти на работу в сервис доставки Gett Delivery, где наблюдается существенный рост заказов.
Российские компании такси не единственные, кто решил сделать ставку на сервис доставки. Uber вынужден развивать свое направление Uber Eats, чтобы хоть как-то минимизировать потери от сокращения спроса на услуги такси.
Переживет ли эпидемию каршеринг?
Кашеринговые компании оказались в более уязвимом положении по сравнению с такси — у них нет готовых решений, позволяющих извлекать дополнительную прибыль помимо основной деятельности.
Представитель одного из столичных каршерингов рассказал «Ведомостям», что «если власти Москвы продлят режим строгой изоляции еще хотя бы на неделю, это приведет к закрытию большинства каршеринговых сервисов — они просто не смогут содержать свой бизнес в условиях отсутствия клиентов».
Сооснователь каршеринга YouDrive Борис Голиков сообщает, что выручка сервисов такси и каршеринга за вторую половину марта упала на 20-40%.
Представитель каршеринга Делимобиль также подтвердил падение выручки, отметив, что компания рассматривает возможности сотрудничества с продовольственными ритейлерами, в том числе несетевыми.
По словам Бориса Голикова, компании также могут рассчитывать на заморозку или отмену лизинговых платежей.
После начала эпидемии большинство операторов пересмотрели условия посуточной аренды:
Мы попросили пресс-службу Делимобиля рассказать о положении дел в компании. Вот как они прокомментировали сложившуюся ситуацию:
На прошлой неделе мы вводили новые проездные, в которых серьезно увеличивали количество минут, а также отменяли ограничения по пробегу, чтобы человек мог взять машину и уехать на неделю куда-то далеко, оставаться за городом, а не в Москве.
Второе направление, которое генерирует нам поездки - это b2b направление. Дело в том, что и финансовые компании, и игроки рынка FMCG не могут всех сотрудников перевести на удаленку, соответственно, мы видим, что количество поездок по b2b-сегменту значительно растет.
Мы понимаем, что нужно помогать малому и среднему бизнесу и ритейл-игрокам доставлять заказы разного рода (и продуктовые, и непродуктовые). Мы прорабатываем разные варианты, как мы можем быть полезны.
Мы не такси, и у нас есть только транспорт, но сейчас мы прорабатываем вопрос взаимодействия, так как зачастую людям нужна вся логистическая цепочка, а не только сам автомобиль для передвижения.
В пресс-службе Яндекс.Драйва Трушерингу сообщили, что компания «рассматривает возможные варианты развития сервиса в сложившихся обстоятельствах». Какие именно бизнес-модели будут реализованы, оператор пока сообщить не может.
Компании с меньшим автопарком могут позволить себе более радикальные меры. Так, каршеринг МатрёшCar с 27 марта вывел большую часть автомобилей с линии на время карантина. Вот как прокомментировала такое решение представитель оператора Оксана Беляк:
«Мы действительно вывели часть парка с линии. Данное решение было принято с учётом всех факторов, в первую очередь, мы рассматривали экономическую целесообразность.
Прибыль компании складывается благодаря спросу на ее услуги. В среднем спрос на наши автомобили с понедельника по четверг стабильно держался в районе 70% от парка на линии, от 80 до 96% в выходные.
Мы понимаем, что в нынешних условиях наши клиенты сознательно будут находиться в режиме самоизоляции и карантина, что неминуемо приведет к падению спроса.
Наши автомобили, как и большинство машин других каршеринговых компаний, находятся в лизинге, что предполагает оплату лизинговых платежей.
Поэтому, чтобы иметь возможность в будущем радовать клиентов нашим сервисом, мы обратились к кредитным организациям и пересмотрели финансовые условия на время нестабильной ситуации. Такая отсрочка предполагает, что на ее время автомобили должны быть припаркованы.
При этом часть автомобилей осталась на линии, но большинство из них в аренде у постоянных клиентов МатрёшCar»