Отсутствие док-станций делает перемещение по городу на арендном транспорте (автомобиле, велосипеде, мопеде или электросамокате) удобнее и доступнее. Водители больше не ограничены в своих маршрутах, разве что пределами зоны использования. К тому же, не надо ехать в офис компаний, чтобы заключить договор и начать аренду — достаточно смартфона и приложения.
Каршеринг свободного плавания
Первая пилотная программа бездокового каршеринга началась в Ульме (Германия) в 2008 году, а впервые услугу краткосрочной аренды в Европе предложила компания ShareCom в 1987 году в Цюрихе.
Сейчас каршеринг есть во многих европейских странах: во Франции, Австрии, Великобритании, Германии, Испании, Нидерландах, Италии, Бельгии и других.
Лидер рынка ShareNow, являющийся результатом слияния Car2Go и DriveNow, сегодня присутствует в 20 европейских городах с парком из более чем 20 000 автомобилей, которыми пользуются 3 миллиона клиентов.
- Несколько слов о каршеринге во Франции
Впервые бесстанционный каршеринг появился во Франции в 2015 году. Компания Citiz изначально работала только в Страсбурге, сейчас ее парк расширился на Тулузу, Лион, Бордо и Гренобль.
В Париже электромобили в рамках бесстанционной модели появились в 2018 году с запуском Moov’in.Paris, Free2Move и Car2Go. Совокупный парк электромобилей у этих трех компаний превышает 1400 машин.
Развитие бездокового байкшеринга
Впервые по модели бесстанционной аренды велосипедов стала работать китайская компания Ofo в 2014 году, а затем в 2015 году к ней присоединилась Mobike. В Европе эти же сервисы появились в 2017 году в Великобритании, Италии, Германии, Бельгии и Франции.
Не все компании смогли адаптироваться к бездоковому размещению велосипедов. После бурного начала, когда тротуары были завалены велосипедами, некоторым из них пришлось пересмотреть свои стратегии, а часть и вовсе ушла с рынка.
К примеру, в начале 2018 года из Европы ушел сервис Gobee.bike. Ofo вывезла свои велосипеды из Германии всего через три месяца после начала деятельности и прекратила работать в Париже в декабре 2018 года.
Как развивалась в Европе краткосрочная аренда мопедов
Впервые краткосрочная аренда мопедов появилась в Сан-Франциско в 2012 году, но настоящее развитие услуга получила лишь в 2016-м. Благодаря возможности путешествовать дальше, быстрее и парами, мопед оказался недостающим звеном между велосипедами и автомобилями, доступными для краткосрочной аренды.
В Европе в соответствии с новыми законодательными требованиями большая часть мопедов электрическая. Кроме того, 99% из них не привязаны к доковым станциям.
В конце 2018 года Инновационный центр мобильности и социальных изменений (Innoz) представил доклад о развитии краткосрочной аренды мопедов. Оказалось, что эта услуга доступна в 84% городов Европы.
Только на Мадрид и Париж приходится 36% мирового флота мопедов, доступных для аренды. Также в пятерку городов с наиболее развитым парком мопедов вошли Берлин и Барселона.
В отчете говорится, что всего в мире для краткосрочной аренды доступно более 25 000 мопедов, причем две трети из них находится в Испании, Франции и Германии.
Кикшеринг без станций. Европейский опыт
Краткосрочная аренда самокатов развивается семимильными шагами. К примеру, Lime, который появился в США в 2018 году, уже представлен в 150 городах по всему миру.
Как и бездоковые велосипеды, электрические скутеры пережили свои взлеты и падения. Компании приходят и уходят, а города активно противостоят разбросанным иногда в самых немыслимых местах самокатам.
В Париже администрация города решила ограничить рынок тремя участниками, каждому из которых можно иметь в своем парке только 5000 скутеров. Контракт заключается только на два года.
Как сказывается бесстанционная модель на развитии городской мобильности
По данным французского Агентства по окружающей среде и энергетике, пользователи краткосрочной аренды велосипедов ценят бесстанционную модель больше всего за то, что можно совершать поездки практически от двери до двери.
К тому же подобный вид мобильности прекрасно встраивается в остальную систему городского транспорта — 27% опрошенных заявили, что совершили пересадку на другой вид транспорта во время своей последней поездки на арендованном велосипеде.
Электросамокаты в 44% случаев заменяют пешие прогулки, а в 30% — поездки на общественном транспорте. Почти в четверти случаев использования поездка на скутере сочетается с другим видом транспорта.
Renault видит главную задачу для городов на данном этапе в интеграции всех видов городской мобильности и транспорта в одну платформу. В Европе уже существует около 15 приложений, предлагающих эту услугу, и разрабатываются другие проекты.
В Вене, например, легко передвигаться с помощью WienMobil, в Ганновере можно выстраивать свои поездки с помощью Mobility Shop, а в Хельсинки передвигаться по городу поможет Whim. В Париже совершенствуются приложение Pass Navigo.