Что нужно знать о шеринговой экономике в России

Собрали пять наиболее интересных примеров экономики совместного потребления в нашей стране.

Sharing economy — это что вообще?

Небольшой ликбез для тех, кто не в теме. Sharing economy (она же экономика совместного потребления или шеринговая экономика) — формат экономических отношений, когда пользователь платит не за возможность владеть ресурсом, а за возможность пользоваться им.

То есть человек может не иметь своей машины/одежды/инструментов и брать их в аренду у тех людей/сервисов, которые владеют ими.

Сразу скажу — это не новая история. Такие схемы существуют очень давно. Другой вопрос, что приобрести по-настоящему массовый характер шеринговая экономика смогла только благодаря интернету. Без него найти запросы по узкой тематике (например, по аренде цветочного горшка) было бы невозможно, как и наладить нормальное функционирование сервисов.

И что, это выгодно?

Да. Аргументы в защиту экономики совместного потребления:

  • Вы не платите налоги за владение собственностью
  • Вы не привязаны к своей собственности
  • Вы не должны покупать что-то, чем не будете пользоваться постоянно
  • Вы не должны тратить деньги на поддержку и обслуживание купленного оборудования

Теперь давайте посмотрим, какие шеринговые сервисы есть в России.

Аренда вещей

На сайте сервиса Rentmania можно арендовать практически все, начиная вечерним платьем и заканчивая противогазом.

Например, прокат камуфляжного костюма на день стоит 200 рублей, чемоданы стоят в среднем по 500 рублей за день, трость можно арендовать за 200 рублей, перфоратор — за 300 рублей.

Сейчас сервис работает только в Москве и Московской области. Схема аренды простая:

  • Вы ищете вещь в каталоге
  • Уточняете у владельца, свободна ли она
  • Заполняете онлайн-договор
  • Заказываете доставку

Доставка работает в пределах МКАД и в радиусе 10 километров от него. Внутри МКАД она бесплатная, дальше — доплата 50 рублей за каждый километр.

Компания была запущена в 2013 году. Сейчас у нее 3,5 тысяч участников в группе «Вконтакте» и примерно полторы тысячи в группе в Facebook.

Райдшеринг

Все знают о сервисе BlaBlaCar. У него есть отечественный аналог, запущенный Mail.ru Group в феврале 2017 года. Он называется BeepCar.

Суть та же — поиск попутчиков для автомобильных поездок.

Этот сервис помогает, в первую очередь, сэкономить пассажиру на дороге, а водителю — на топливе. Также можно весело провести время в пути, если водитель и пассажир любят поболтать.

Поездка из Москвы в Уфу, например, будет стоить около 1600 рублей, из Москвы в Казань — около 1500 рублей.

BeepCar не ограничивается поездками по России. Можно также уехать в ближнее зарубежье. Поездка в Ригу из Москвы будет стоить около двух тысяч рублей.

Недавно BeepCar провел исследование среди пользователей. Для пассажиров наиболее популярная причина использования сервиса — экономия на поездке (68% опрошенных), для водителей — экономия на топливе (те же 68%).

На втором месте для пассажиров — возможность быстрее доехать до места назначения (62%), для водителей — возможность найти компанию (32%).

Фудшеринг

Да, еду тоже можно шерить. Речь идет, в первую очередь, о скоропортящихся продуктах. Если вы понимаете, что у вас избыток еды, не нужно ее выбрасывать — ей можно поделиться с другими.

Санкт-Петербургский проект «Фудшеринг Санкт-Петербург» ориентирован на работу с ресторанами, кафе, магазинами и булочными.

У проекта есть своя комнада волонтеров-фудсейверов, которые должны договариваться с различными заведениями о сотрудничестве. В кафе, ресторанах и магазинах часто после окончания рабочего дня остается еда. Вот ее волонтеры и забирают. Дальше они могут поделить ее между собой, передать друзьям, пенсионерам, нуждающимся или отдать на корм животным. В компании отмечают, что акцент сделан на экологические продукты.

Если вы хотите поделиться излишками еды, то запросто можете разместить объявление в группе проекта — это не запрещено. Сейчас там более 5 тысяч участников.

Волонтером может стать любой желающий, который прошел тест. Есть определенный набор правил, которым должен следовать фудсейвер. Если их нарушить — можно получить бан.

По схожей схеме построен другой проект — «Фудшеринг Отдам даром еду». Любой желающий может разместить объявление на стене сообщества «Вконтакте» и отдать еду. В группе этого проекта больше 31 тысячи участников.

Коворкниг

Коворкинг — это аренда помещения для работы. В коворкингах можно арендовать как отдельный стол, так и целый офис — все зависит от ваших целей.

Как правило, пользователю предлагают разные тарифы: на день, на час, на неделю, на месяц. Тарифы различаются у разных коворкингов, поэтому говорить о каких-то конкретных ценах сложно.

Как сказала нам Александра Жиленко, директор по рекламе и корпоративным коммуникациям коворкинга «Рабочая станция», средняя цена суточного абонемента по Москве — от 700 рублей, месяц — от 13 тысяч за человека.

Источник: Rusbase

Преимущества коворкинга над классическим офисом:

  • Цена ниже. «В среднем аренда офисов начинается от 60 тысяч рублей в месяц. В случае, когда у человека нет необходимости появляться там каждый день — это выброшенные на ветер деньги», — сказала Жиленко.
  • В одном пространстве находятся люди из абсолютно разных сфер. Поэтому шанс завязать полезное знакомство повышается в разы. И ниже риск устать от одних и тех же людей вокруг.
  • За обслуживание коворкинга отвечает его персонал. То есть пользователи могут сконцентрироваться исключительно на работе. «Закончился кофе»/«надо купить бумагу для принтера»/«нанять новую уборщицу» — таких проблем у пользователей не будет.
  • Для тех, кто привык работать удаленно, тоже есть плюсы. В отличие от работы из дома, в коворкинге ничего не будет отвлекать.

Наша редакция тоже проводит планерки в коворкниге «Рабочая станция» в Artplay. Нам невыгодно иметь постоянное помещение для работы, но при этом личные встречи необходимы.

По данным сайта kovorkingi.ru, в России сейчас около 450 коворкингов. Из них более 100 — в Москве, более 30 — в Санкт-Петербурге.

Каршеринг

Каршеринг — это вид краткосрочной аренды автомобилей. Пользователь платит только за время аренды. Расходы на топливо, обслуживание автомобиля и мойку сервис берет на себя.

Пользоваться сервисом нужно через мобильное приложение. Перед началом аренды клиент должен осмотреть автомобиль на предмет повреждений, сфотографировать его, отправить оператору фото (через приложение или через мессенджер), после чего можно начинать аренду. Завершать аренду нужнов специальных зонах, которые указаны в приложении. Как правило, они находится внутри черты города.

Этот вид шеринга тоже активно развивается. В Москве сейчас девять операторов каршеринга, и еще два готовятся к запуску. Один — в начале ноября, а другой обещал запуститься в конце октября, но, видимо, тоже запустится в ноябре.

Также в Санкт-Петербурге работают четыре оператора, по два — в Краснодарском крае и Уфе.

В Москве цены в среднем около семи рублей за минуту аренды и около двух рублей за минуту ожидания. В регионах они ниже.

Каршеринг будет активно развиваться еще и потому, что он входит в планы улучшения инфраструктуры перед чемпионатом мира по футболу в 2018 году. Например, по этой причине в ноябре Делимобиль должен заработать в Нижнем Новгороде.

Как видите, кроме всемирно известных компаний по типу BlaBlaCar, Airbnb и Uber, в России есть и местные шеринг-сервисы.

Они продолжат развиваться и будут становиться более таргетированными со стороны предложения и более массовыми со стороны спроса.

Любая частная недвижимость может быть «пошерена» — чтобы не простаивала зазря. Вряд ли частная собственность вымрет, но нет сомнений, что участников sharing economy будет больше.