Что нужно знать о шеринговой экономике в России
Собрали пять наиболее интересных примеров экономики совместного потребления в нашей стране.
Собрали пять наиболее интересных примеров экономики совместного потребления в нашей стране.
Небольшой ликбез для тех, кто не в теме. Sharing economy (она же экономика совместного потребления или шеринговая экономика) — формат экономических отношений, когда пользователь платит не за возможность владеть ресурсом, а за возможность пользоваться им.
То есть человек может не иметь своей машины/одежды/инструментов и брать их в аренду у тех людей/сервисов, которые владеют ими.
Сразу скажу — это не новая история. Такие схемы существуют очень давно. Другой вопрос, что приобрести по-настоящему массовый характер шеринговая экономика смогла только благодаря интернету. Без него найти запросы по узкой тематике (например, по аренде цветочного горшка) было бы невозможно, как и наладить нормальное функционирование сервисов.
Да. Аргументы в защиту экономики совместного потребления:
Теперь давайте посмотрим, какие шеринговые сервисы есть в России.
На сайте сервиса Rentmania можно арендовать практически все, начиная с вечернего платья и заканчивая противогазом.
Например, прокат камуфляжного костюма на день стоит 200 рублей, чемоданы стоят в среднем по 500 рублей за день, трость можно арендовать за 200 рублей, перфоратор — за 300 рублей.
Сейчас сервис работает только в Москве и Московской области. Схема аренды простая:
Доставка работает в пределах МКАД и в радиусе 10 километров от него. Внутри МКАДа она бесплатная, дальше — доплата 50 рублей за каждый километр.
Компания была запущена в 2013 году. Сейчас у нее 3,5 тысяч участников в группе «Вконтакте» и примерно полторы тысячи в группе в Facebook.
Все знают о сервисе BlaBlaCar. У него есть отечественный аналог, запущенный Mail.ru Group в феврале 2017 года. Он называется BeepCar.
Суть та же — поиск попутчиков для автомобильных поездок.
Этот сервис помогает, в первую очередь, сэкономить пассажиру на дороге, а водителю — на топливе. Также можно весело провести время в пути, если водитель и пассажир любят поболтать.
Поездка из Москвы в Уфу, например, будет стоить около 1600 рублей, из Москвы в Казань — около 1500 рублей.
BeepCar не ограничивается поездками по России. Можно также уехать в ближнее зарубежье. Поездка в Ригу из Москвы будет стоить около двух тысяч рублей.
Недавно BeepCar провел исследование среди пользователей. Для пассажиров наиболее популярная причина использования сервиса — экономия на поездке (68% опрошенных), для водителей — экономия на топливе (те же 68%).
На втором месте для пассажиров — возможность быстрее доехать до места назначения (62%), для водителей — возможность найти компанию (32%).
Да, еду тоже можно шерить. Речь идет, в первую очередь, о скоропортящихся продуктах. Если вы понимаете, что у вас избыток еды, не нужно ее выбрасывать — ей можно поделиться с другими.
Санкт-Петербургский проект «Фудшеринг Санкт-Петербург» ориентирован на работу с ресторанами, кафе, магазинами и булочными.
У проекта есть своя комнада волонтеров-фудсейверов, которые должны договариваться с различными заведениями о сотрудничестве. В кафе, ресторанах и магазинах часто после окончания рабочего дня остается еда. Вот ее волонтеры и забирают. Дальше они могут поделить ее между собой, передать друзьям, пенсионерам, нуждающимся или отдать на корм животным. В компании отмечают, что акцент сделан на экологические продукты.
Если вы хотите поделиться излишками еды, то запросто можете разместить объявление в группе проекта — это не запрещено. Сейчас в ней более 5 тысяч участников.
Волонтером может стать любой желающий, который прошел тест. Есть определенный набор правил, которым должен следовать фудсейвер. Если их нарушить, можно получить бан.
По схожей схеме работает другой проект — «Фудшеринг Отдам даром еду». Любой желающий может разместить объявление на стене сообщества «Вконтакте» и отдать еду. В группе этого проекта больше 31 тысячи участников.
Коворкинг — это аренда помещения для работы. В коворкингах можно арендовать как отдельный стол, так и целый офис — все зависит от ваших целей.
Как правило, пользователю предлагают разные тарифы: на день, на час, на неделю, на месяц. Тарифы различаются у разных коворкингов, поэтому говорить о каких-то конкретных ценах сложно.
Как сказала нам Александра Жиленко, директор по рекламе и корпоративным коммуникациям коворкинга «Рабочая станция», средняя цена суточного абонемента по Москве — от 700 рублей, месяц — от 13 тысяч за человека.
Преимущества коворкинга над классическим офисом:
Наша редакция тоже проводит планерки в коворкниге «Рабочая станция» в Artplay. Нам невыгодно иметь постоянное помещение для работы, при этом личные встречи необходимы.
По данным сайта kovorkingi.ru, в России сейчас около 450 коворкингов. Из них более 100 — в Москве, более 30 — в Санкт-Петербурге.
Каршеринг — это вид краткосрочной аренды автомобилей. Пользователь платит только за время аренды. Расходы на топливо, обслуживание автомобиля и мойку сервис берет на себя.
Пользоваться сервисом нужно через мобильное приложение. Перед началом аренды клиент должен осмотреть автомобиль на предмет повреждений, сфотографировать его, отправить оператору фото (через приложение или через мессенджер), после чего можно начинать аренду. Завершать аренду нужно в специальных зонах, которые указаны в приложении. Как правило, они находится внутри черты города.
Этот вид шеринга тоже активно развивается. В Москве сейчас девять операторов каршеринга, и еще два готовятся к запуску. Один — в начале ноября, а другой обещал запуститься в конце октября, но, видимо, тоже запустится в ноябре.
Также в Санкт-Петербурге работают четыре оператора, по два — в Краснодарском крае и Уфе.
В Москве цены в среднем около семи рублей за минуту аренды и около двух рублей за минуту ожидания. В регионах они ниже.
Каршеринг будет активно развиваться еще и потому, что он входит в планы улучшения инфраструктуры перед чемпионатом мира по футболу в 2018 году. Например, по этой причине в ноябре Делимобиль должен заработать в Нижнем Новгороде.
Как видите, кроме всемирно известных компаний по типу BlaBlaCar, Airbnb и Uber, в России есть и местные шеринг-сервисы.
Они продолжат развиваться и будут становиться более таргетированными со стороны предложения и более массовыми со стороны спроса.
Любая частная недвижимость может быть «пошерена» — чтобы не простаивала зазря. Вряд ли частная собственность вымрет, но нет сомнений, что участников sharing economy будет больше.