Про смену должности
Ранее Винченцо был акционером Делимобиля, но теперь, когда проект приобрел серьезный вес в структуре Mikro Kapital, занял большую долю рынка и сформировал свою репутацию, Трани решил управлять им напрямую.
Кроме того, перед грядущим IPO Винченцо считает важным, чтобы основатель и основной акционер компании показал свое лицо.
Про позиционирование и планы Делимобиля
По словам Винченцо, российская модель каршеринга сильно отличается от западной: там главная ЦА каршеринга — люди, неравнодушные к экологии, а в России — это еще и семьи с одним автомобилем и малые предприниматели. Большая часть клиентов Делимобиля имеют один автомобиль на семью. В другом интервью, для сайта «Секрет фирмы», Трани рассказывал, что предприниматели составляют около 50% пользователей.
Трани планирует вывести компанию в топ-3 в мире в нише каршеринга по выручке. На конец 2018 года Делимобиль был первым по выручке в России, имея 35% рынка. Среди мировых каршерингов Делимобиль входит в первую десятку, но пока что расположен ближе к концу. Вырасти до мирового топа-3 Винченцо планирует за 2-3 года, и для этого он считает необходимым сделать так, чтобы пользователь всегда находил машину в нескольких минутах ходьбы.
Главный план Делимобиля на ближайшее будущее — широкая экспансия. Трани уверен, что через пять лет оператор будет работать минимум в 19 странах и 90 городах. В приоритете — развивающиеся страны. Рынок Европы стагнирует, поэтому здесь Делимобиль появится вряд ли.
«Секрету фирмы» Винченцо рассказывал, что в России следующая цель Делимобиля — зайти во все города с населением от 250 тысяч человек. Кроме того, он рассказал, что уже сегодня некоторые миллионники (в интервью Винченцо сказал, что Делимобиль вошел во все миллионники России, но это не так — прим. ред.) генерируют не меньшую выручку, чем Москва. В 2020 году Делимобиль планирует запуститься еще в 10 городах России.
Про IPO
Компания не видит возможности не проводить IPO (прим. ред.: IPO — первая публичная продажа акций акционерного общества). Сейчас она изучает варианты и создала pre-IPO board. Сделка должна случиться в течение двух — максимум трех лет.
В декабре представители Делимобиля полетят в Нью-Йорк на первые pre-IPO встречи с инвестиционными домами. Винченцо верит в макроэкономический рост и улучшение отношений между Россией, Америкой и Европой в ближайшие 2-3 года.
Проводя IPO, Делимобиль также предложит к продаже допэмиссию.
«Мы не хотим денег от рынка, чтобы акционеры освободились от актива, для нас это история кэш-ин. Мы хотим, чтобы каждая копейка шла в наш капитал.
Поэтому нам очень важно объяснить, что бизнес-модель прибыльна. Мы считаем по юнит-экономике, каждую сдачу автомобиля в аренду – сколько денег она принесет. Нам каждая аренда дает прибыль. Это важно.
Но почему же мы убыточны? Если вы смотрите отчет по нашему российскому бизнесу, вы увидите убыток за 2018 г. из- за того, что мы приобретали автомобили. Если бы мы остановили сейчас инвестиции, не покупали авто, компания была бы прибыльна. Но этот убыток – это инвестиции в развитие, а не модель, построенная на демпинге: когда компании опускают цену, генерируют убыток и ожидают будущего с точки зрения капитализации компании. Поэтому наша бизнес-модель прибыльна по юнит-экономике. И в принципе, это и есть причина, почему за нами стоят западные инвесторы. Учредитель «Делимобиля» – это люксембургский инвестиционный фонд, он прозрачен».
До IPO Делимобиль также планирует привлекать партнеров. Поиском инвесторов занимается компания Rothschild & Co. Делимобилю нужны миноритарные партнеры, которые дадут добавленную стоимость, будут разделять стратегию компании и ждать IPO. Пока что такой инвестор не найден, компании интересует покупка мажоритарного пакета. Предложения поступали от профильных компаний, не заинтересованных в IPO, а желающих со временем купить Делимобиль полностью.
По плану на 3-5 лет Делимобиль планирует привлечь $200–250 млн.
Про конкуренцию
Первые конкуренты появились только после того, как Делимобиль достиг точки безубыточности с парком в 500 автомобилей. Когда появились BelkaCar, Делимобиль перестали считать монополистами и компанией московского правительства.
«Секрету фирмы» Винченцо рассказывал, что развиваться в условиях конкуренции легче. Если поначалу операторы, появившиеся после Делимобиля, пользовались их маркетинговыми наработками, то теперь реклама других сервисов косвенно идет на руку всем операторам — она продвигает не только себя, но и рынок в целом.
Запуская бизнес, Винченцо уже рассчитывал на то, что его конкурентами станут IT-компании. В 2015 Трани встречался с Тиграном Худавердяном, тогда курировавшим Яндекс.Такси, предлагая делать совместный бизнес, но Яндекс отказался. Тогда в компании еще не смотрели на рынок каршеринга.
Одна из целей расширения через IPO — приобретение других каршеринговых компаний, но только крупных. Например, Винченцо считает интересным вариантом синергию с BelkaCar:
«Одна из целей нашего расширения через IPO – это приобретение и других компаний, больших. BelkaCar – интересный вариант, мы могли бы это рассмотреть. После прошедшей сделки с BMT мы готовы обсудить, если у второй стороны будет интерес».
Не про каршеринг
Помимо Делимобиля, Mikro Kapital занимается кредитованием малого бизнеса, в том числе, в сложных, по мнению Винченцо, регионах (например, на Северном Кавказе). На рынке микрофинансирования для маленьких предпринимателей Mikro Kapital являются лидерами с низким процентом невозврата (4-5%).
Кроме того, Винченцо владеет собственным ателье Punto Mosca by Vincenzo Trani.