Наш канал в Телеграм

Мало парковок и нет ограничений для водителей. Как работает каршеринг в Японии

Первый бизнес по совместному использованию автомобилей в Японии появился в 2002 году, и до сих пор это один из самых динамично развивающихся рынков краткосрочной аренды в мире: в начале 2019 года Токио был на первом месте мирового рейтинга по количеству каршеринговых автомобилей.

Как устроен бизнес каршеринга в Японии, какие тарифы и автомобили доступны пользователям, что думают сами японцы о каршеринге — все это в нашем материале.

О рынке каршеринга в Японии

Иметь собственную машину в Японии – дело затратное. Приобретая автомобиль, владелец должен предоставить подтверждение, что у него есть парковочное место – в личной собственности или аренде. Бесплатные парковки в городах практически отсутствуют, большей частью парковочного пространства владеют несколько компании. Из-за таких ограничений почти все каршеринги работают по станционной модели — автомобиль надо вернуть туда, где начиналась аренда.

В Японии мало кто может позволить себе автомобиль, поэтому часто те, кто получил водительское удостоверение, не имеют достаточного опыта вождения. Я работаю в одной из фирм, которая предоставляет уроки вождения тем, кто хотел бы взять в аренду каршеринг, но боится это сделать по причине неопытности. Мои услуги очень востребованы.

Koga, инструктор по вождению, бывший тест-пилот Mazda

За пять лет (с апреля 2013 по март 2018) в Японии значительно снизились продажи автомобилей. За это же время автопарк каршеринга в стане вырос приблизительно на 17 000 единиц.

Источник: Careco

Крупнейшими игроками японского рынка каршеринга считаются ORIX CarShare, Times CAR SHARE и Careco. Воспользоваться краткосрочной арендой может любой, у кого есть японское водительское удостоверение. Стаж и возраст значение не имеют. В большинстве каршерингов страны минимальная тарификация – 10 или 15 минут, а зона использования ограничена только границами страны.

В большинстве случаев для передвижения по городу мы используем общественный транспорт, но когда необходимо перевести много покупок или тяжелые вещи, то берем каршеринг.

Еще удобно пользоваться каршерингом в путешествиях по стране. Доезжаешь в определенное место на поезде и там берешь автомобиль, чтобы осмотреть местность.

Каршеринговый автомобиль можно найти практически везде, поэтому каких-то проблем с арендой не возникает.

Ayuko, каршеровод из Токио

Иностранцы могут зарегистрироваться в каршеринге, если у них есть международное водительское удостоверение, отвечающее Женевской конвенции 1949 года.

Из-за юридических коллизий, водитель из России не сможет взять в аренду автомобиль в Японии. Наше водительское удостоверение международного образца в этой стране недействительно.

Для тех, кто приезжает из России в Японию на долгий срок есть только одна возможность — оформить местное водительское удостоверение.

Еще одна проблема, с которой сталкиваются туристы в Японии – практически все сайты каршеринговых и прокатных компаний в стране только на национальном языке, английские версии сайтов встречаются крайне редко.

Для иностранцев доступен ресурс Web-rentacar.com. Это агрегатор прокатных компаний по всей Японии, в том числе и каршеринговых. Web-rentacar сотрудничает с крупнейшими операторами, такими как Nissan Rentacar, Nippon Rentacar и Times Rentacar, а также с мелкими игроками рынка. Агрегатор помогает иностранным пользователям с регистрацией в сервисах классической и краткосрочной аренды.

Times CAR SHARE

Times CAR SHARE (изначально Times Car Plus) – это подразделение группы компаний Park24. Помимо основного парковочного бизнеса, Park24 занимается классической арендой. Бизнес краткосрочной аренды Park24 запустила в 2009 году.

Согласно данным отчета за 2018 год в парке Times CAR SHARE 23 431 автомобиль и 1 099 126 пользователей.

Так как Times CAR SHARE – самый оператор крупный в стране, то на основе его данных можно судить о том, как выглядит среднестатистический каршеровод в Японии. Times CAR SHARE востребован во всех возрастных группах – процентное соотношение примерно одинаковое. Если говорить про гендерные различия, то большинство пользователей – это мужчины (76%).

Источник: Times CAR SHARE

В Times CAR SHARE действует программа бонусов. Пользователи зарабатывают очки за безопасное вождение. Система оценивает плавность движения и фиксирует все случаи резкого торможения, нарушения дистанции и быстрое ускорение. При расчете премиальных баллов учитывается расстояние, которое пользователь проехал без нарушений.

Чтобы улучшить качество вождения, компания предлагает бесплатные уроки. Они сделаны с акцентом на совершенствование навыков парковки.

Times CAR SHARE работает по станционной модели.

Тарифы и автопарк:

Каждый новый пользователь оплачивает выпуск членской карты в размере 1550 иен (941,84 руб.). Оператор предлагает четыре тарифных плана на выбор: «Личный», «Семейный», «Студенческий» и «Корпоративный».

В «Личном» и «Семейном» тарифе предусмотрена ежемесячная абонентская плата 1030 иен (626 руб.). Если за месяц пользователь тратит на поездки сумму, превышающую размер абонентской платы, то 1030 иен возвращаются. Если за месяц траты составили меньше 1030 иен, то пользователь оплачивает только абонентскую плату.

«Личным» тарифным планом может воспользоваться только один человек. В «Семейном» тарифе для расчета итоговой суммы за месяц учитываются поездки всех участников группы.

Тарифные планы «Студенческий» и «Корпоративный» предлагаются без абонентской платы, пользователь оплачивает фактическое время пользования сервисом.

Стоимость аренды во всех тарифах зависит от класса автомобилей. В базовом классе (Mazda Demio, Toyota Corolla, Subaru Impreza и пр.) 15 минут аренды обойдутся в 206 иен (125 руб.) без ограничения пробега.

Источник: Car sharelife

Также пользователям доступны пакетные тарифы, стоимость которых одинакова для всех классов автомобилей. К примеру, минимальный 6-часовой пакет обойдется в 4020 иен (2443 руб.). Максимальный пакет на 60 часов стоит 20000 иен (12 152 руб.).

Во всех пакетах, начиная с 12-ти часового, необходимо дополнительно оплачивать 16 иен (9,7 руб.) за каждый километр пробега.

Мы с мужем пользуемся каршерингом Times в течение трех лет. Для нас это очень удобный вариант, так как не нужно тратиться на обслуживание автомобиля. За месяц мы тратим около 2200 иен (1300 руб.), это очень дешево.

Единственная сложность на данный момент – в каршеринге нет детских кресел для совсем маленьких детей, а в прошлом году у нас появился малыш. Когда он подрастет, я снова с удовольствием буду пользоваться каршерингом.

Ayuko, каршеровод из Токио

ORIX CarShare

ORIX – это крупная международная корпорация, основным направлением деятельности которой являются финансовые продукты. На сервисы каршеринга, аренды и лизинга автомобилей приходится только 10% выручки ORIX.

ORIX Auto Corporation первой запустила бизнес по совместному использованию автомобилей в Японии. Это произошло в 2002 году в рамках тестового проекта, в котором участвовало еще 7 компаний. С 2007 года ORIX самостоятельно ведет бизнес каршеринга.

В 2014 году ORIX вновь оказалась первопроходцем, разрешив пользователям оставлять автомобиль не в том месте, где началась аренда. Сервис был реализован в городе Иокогама совместно с корпорацией AMANO и получил название «smaco».

Изначально проект запускался только на 7 месяцев, но потом был продлен. Во всех остальных городах Японии ORIX работает по станционной модели.

Источник: The Japan Times

Не имея собственных парковок, ORIX расширяется за счет партнерства с другими компаниями. К примеру, в 2016 году ORIX и железнодорожный оператор Hanshin Electric Railway заключили соглашение о воздании парковочных мест для автомобилей около станций линии Hanshin. Транспортная карта STACIA PiTaPa группы Hankyu Hanshin Group стала «автомобильным ключом» для автомобилей ORIX CarShare.

В октябре 2018 года ORIX оформила партнерское соглашение с Nihon Parking Corporation, чтобы иметь возможность ставить свои машины на парковках NPC24H.

В 2019 году ORIX Auto подписала соглашение с Kintetsu Railway. Автомобилям каршеринга предоставили 20 парковочных станций по всей железнодорожной линии.

В феврале 2019 года было подписано соглашение с немецкой прокатной компанией Sixt, чтобы наладить работу с иностранными туристами.

По состоянию на сентябрь 2019 года у ORIX CarShare приблизительно 230 000 пользователей, 1790 станций и 3017 автомобилей.

Тарифы:

Тарифные планы разделены на три группы: «Индивидуальный тариф А», «Индивидуальный тариф В» и «Студенческий тариф».

«Индивидуальный тариф А» рекомендуется тем, кто пользуется каршерингом более 1 часа в месяц. В зависимости от накопленных баллов за стиль вождения, каждому пользователю присваивается статус: основной, бронзовый, золотой или платиновый.

С обладателей основного уровня взимается ежемесячная плата в размере 840 иен (510 руб.). Если пользователь тратит в месяц больше, чем 840 иен, то абонентская плата вычитается.

Минимальная стоимость 15 минут аренды для тарифа Индивидуальный А – 210 иен (128 руб.). Плата за пробег взимается в зависимости от статуса пользователя.

Источник: The Japan Times

«Индивидуальный тариф В» рекомендуется выбирать тем, кто пользуется каршерингом достаточно редко. В нем нет ежемесячной абонентской платы, 15 минут стоят 300-450 иен (182-273 руб.). Плюс каждый километр обойдется еще в 16 иен (9,72 руб.).

В «Студенческом тарифе» нет ежемесячной абонентской платы. Тариф доступен только студентам на 5 лет. Минимальная стоимость аренды – 210 иен за 15 минут.

Автопарк:

В автопарке ORIX CarShare представлены автомобили базового и премиум класса, а также электромобили. К базовым относятся Mazda Demio, Honda Fit, Toyota Corolla, Honda Fit Shuttle, Honda Freed. В премиум классе можно взять Nissan X-Trail, Honda Step Wagon и другие. Из электромобилей – только Nissan LEAF.

В январе 2020 года у ORIX CarShare появятся автомобили на водородных топливных элементах. 36 автомобилей Toyota Mirai пополнят автопарк в Токио.

Из самых популярных автомобилей в каршеринге Токио могу назвать Honda Freed, Mazda Demio (Mazda 2), Suzuki Swift, Toyota Aqua, Mazda Premacy, Toyota Corolla.

Koga, инструктор по вождению, бывший тест-пилот Mazda

Careco

Каршеринг Careco был создан группой компаний Mitsui, одно из подразделений которой – парковочный оператор Mitsui Repark. Mitsui приобрела в 2015 году компанию Car Sharing Japan, которая потом была преобразована в Careco.

Мы не смогли найти в открытом доступе какие-либо отчеты Careco. На наш запрос компания не ответила. По данным, которые приводит в своем отчете Park24, на конец 2018 года в автопарке Careco было 2794 автомобиля и 73 592 пользователя.

Оператор работает по станционной модели.

Тарифы:

Для пользователей доступны три группы тарифов: «Базовый», «Без абонентской платы» и «Дни недели».

В «Базовом» тарифном плане ежемесячная абонентская плата в 980 иен (596 руб.) взимается в том случае, если затраты пользователя за месяц не превысили этой суммы. В зависимости от класса автомобиля, стоимость 10 минут аренды будет стоить от 130 иен до 450 иен (от 79 до 740 руб.).

6-часовой пакет стоит от 3800 иен до 9800 иен (2310 — 6000 руб.). Суточная аренда обойдется в 6800 — 14200 иен (4130 — 8600 руб.) в зависимости от класса автомобиля. При аренде больше, чем на 6 часов, взимается дополнительная плата в 16 иен (9,72 руб.) за каждый километр.

Источник: Careco

В тарифе «Без абонентской платы» пользователь оплачивает только фактическое время пользования автомобилем. Стоимость 10 минут аренды – от 160 до 550 иен (97 – 334 руб.).

6-ти часовой пакет обойдется в 4600 – 12000 иен (2800 – 7300 руб.). Аренда на сутки – от 8300 до 17 400 иен (5043 – 10 300 руб.).

Тариф «Дни недели» подойдет тем, кто пользуется каршерингом только в будни. Абонентская плата взимается в том же порядке, что и в тарифе «Базовый». Минимальная стоимость 10 минут аренды составляет 80 иен (48,6 руб.).

За 6-ти часовой пакет придется отдать 2800 – 9800 иен (1700 – 6000 руб.) в зависимости от класса автомобиля. Аренда на сутки обойдется минимум в 7800 иен (4740 руб.).

Автопарк:

Весь автопарк Careco разделен на четыре категории. К основной, самой дешевой, относится Toyota C-HR, Suzuki Swift, Honda Fit, Smart For Four и другие. В средней категории представлены Nissan X-Trail, Mazda CX-5, Toyota Prius.

Источник: Careco

К премиальной категории относятся Volvo V60, Alfa Romeo Stelvio, Jeep Compass Safety Edition и пр. В последней, самой дорогой категории, доступны 4 автомобиля: Volvo XC90, Jaguar XE-S, Jaguar XF Sports Break, Range Rover Evoque.

Nissan E-Share Mobi

В январе 2018 года в Токио, а также в других префектурах Японии, Nissan запустил каршеринг электромобилей E-Share Mobi. На старте было 30 станций. Сейчас их число возросло до 528, и еще 30 будут открыты в ближайшее время. Каршеринг работает только по станционной модели.

E-Share Mobi интересен тем, что основная задача этого каршеринга — не получение прибыли, а знакомство пользователей с электромобильностью.

Благодаря российской PR-службе Nissan нам удалось связаться с представителями E-Share Mobi. В компании рассказали, что каршеринг E-Share Mobi реализован в сотрудничестве с Nissan Car Rental Solutions Co., компанией, представляющей услуги проката автомобилей.

E-Share Mobi является частью концепции Nissan Intelligent Mobility, которая предполагает минимизацию вредных выбросов, повышение уровня безопасности автомобиля и интеграцию систем автомобиля в общество.

Источник: Nissan

С помощью E-Share Mobi Nissan знакомит потенциальных пользователей с электромобилями, поэтому компания не считает подразделение каршеринга самостоятельным бизнесом и не может дать оценку этому рынку в целом в Токио.

На текущий момент пользователям доступны 528 автомобилей, среди которых Nissan LEAF, Note e-POWER и Serena e-POWER.

Взять автомобиль в аренду может любой совершеннолетний пользователь, у которого есть японское водительское удостоверение. Несовершеннолетние (до 20 лет) могут воспользоваться сервисом с согласия опекунов.

Для аренды подходят только японское ВУ по той причине, что в него встроен специальный чип, который используется для разблокировки автомобиля каршеринга.

На стоимость аренды влияет наличие/отсутствие подписки, марка автомобиля и количество часов, на которые арендуется автомобиль. Ограничений по пробегу нет, главное вернуть машину вовремя и в то же место. Также нет оговоренной зоны использования.

Минимальная стоимость за 15 минут аренды – 200 иен (121,5 руб.). Сутки аренды обойдутся минимум в 9000 иен (5500 руб.).

E-Share Mobi не стал раскрывать портрет среднестатистического пользователя, сославшись на коммерческую тайну.

Людям, живущим в Токио, проблематично иметь свой собственный автомобиль, поэтому каршеринг очень востребован. Мне кажется, что в ближайшее время эта услуга будет только развиваться. Ведь это такая хорошая возможность для всех насладиться вождением различных моделей автомобилей.

Koga, инструктор по вождению

Редакция Трушеринга благодарит Андрея Новикова за помощь в подготовке материала.

Правила сообщества
  • будьте вежливы, уважайте участников;
  • старайтесь оставлять информативные, полезные и интересные комментарии;
  • соблюдайте действующее законодательство;
  • мы не приветствуем размещение промокодов и рекламы;
  • вы тоже можете стать автором или участником проекта и продвигать свои промокоды;