Местность
Полигон для испытаний расположен в двух часах езды от Москвы в южном направлении. Он представляет собой асфальтированную площадку с разными видами дорожной разметки, перекрестками, пешеходными переходами и дорожными знаками.
Для имитации сложных дорожных условий используются разбросанные контейнеры, конусы и пластиковые дорожные барьеры.
Из строений – ангар, который имитирует тоннель с плохой GPS-связью, двухэтажное кирпичное здание, в котором находится офис и гараж.
Как все устроено
В парке беспилотнков Яндекса 50 автомобилей Toyota Prius, постоянно на полигоне из них задействовано только 15. Каждый автомобиль снабжен тремя лидарами и пятью камерами на крыше, закрепленными на специальном кожухе. Тут же прячутся антенны мобильной связи GSM и спутниковой навигации GNSS.
Еще один лидар установлен на переднем бампере, в том месте, где обычно располагается логотип Toyota. Также на бампере находятся четыре радара и еще два под бампером.
Внутри беспилотник ничем не отличается от обычного автомобиля, кроме наличия специальной заглушки на подстаканнике в районе подлокотника. На заглушке есть две кнопки – красная и зеленая. При нажатии на красную кнопку отключаются все системы автономного управления автомобилем. Нажатие на зеленую кнопку запускает режим автономного вождения.
К переднему пассажирскому сидению выведена система торможения в виде кнопки. Интенсивность нажатия на нее напрямую связана с тем, как быстро автомобиль остановится.
В багажном отсеке вместо запасного колеса располагается бортовой компьютер, который обрабатывает информацию с датчиков.
В движении
На полигоне беспилотные автомобили отрабатывают разные ситуации. Часть автомобилей движется по территории, имитируя обычный городской режим. В некоторых беспилотниках свои навыки совершенствуют водители, которые сидят за рулем во время испытаний в условиях реального города.
Часть полигона предназначена для отработки внештатных ситуаций, в том числе с участием пешеходов, самых непредсказуемых участников движения.
Беспилотники не обмениваются информацией друг с другом – так они воспринимают друг друга, как обычных участников движения.
Что еще интересного
Директор по развитию бизнеса беспилотных автомобилей «Яндекса» Артём Фокин считает, что беспилотные автомобили в общем пользовании появятся на дорогах Москвы в ближайшие четыре года, как только будут преодолены законодательные и технологические барьеры.
По словам Артема Фокина, как только беспилотники станут массовым явлением, такси и каршеринг превратятся в один сервис, а люди перестанут покупать личное авто.