Так появится в Москве каршеринг электромобилей?
Непонятно.
18 июля на московском заводе Renault торжественно запустили линию по производству кроссовера Arkana. Освещая это событие, некоторые СМИ, в том числе ТАСС и агентство городских новостей «Москва», сообщили, что правительство города обсуждает с ЗАО «Рено Россия» возможность запуска на территории Москвы каршеринга, автопарк которого будет состоять из электромобилей Renault ZOE.
Но спустя некоторое время агентство городских новостей «Москва» аннулировало тот материал, а на других ресурсах его переписали. Так, у ТАСС о каршеринге электромобилей упоминается только в заголовке и лиде, хотя до этого подробности раскрывались и в самом материале. Вот полная версия той новости, которую мы написали по тексту ТАСС:
Кажется, Renault и московское правительство не спешит делиться планами про новый каршеринг. Но мы все равно подробно расскажем вам о Renault ZOE, его истории и использовании в каршеринге.
История ZOE?
Renault ZOE теряется на фоне конкурентов, но он достоин того, чтобы прочитать про него целую статью. Хотя бы потому, что октябре 2017 года ZOE стал 18-миллионным автомобилем, который сошел с Flins, старейшей производственной линии Renault.
Или потому, что Renault ZOE на протяжении шести лет подряд становится «лучшим электромобилем по цене ниже 30 000 фунтов» по версии авторитетного британского журнала «What Car?».
Первые концепты Renault ZOE выглядели вот так:
В феврале 2010 года Renault получил «зеленый» кредит от правительства Франции на развитие промышленного производства электромобилей. Сумма поддержки составила 100 миллионов евро.
Электромобиля с именем ZOE могло и не быть — в том же году на Renault подали в суд. Истцами выступила «Французская ассоциация по защите имен» и родители двух детей, которых зовут Zoe и чья фамилия Renault.
Суд вынес решение, что использование товарного знака ZOE не влечет за собой какого-либо ущерба или вторжения в личную жизнь, не ущемляет человеческого достоинства этих детей. Ходатайство о запрете использования наименования ZOE в качестве товарного знака было отклонено.
Предрелизную версию ZOE представили 1 апреля 2011 года, а резервирование было открыто в марте 2012 года.
Первый Renault ZOE был подарен Арно Монтебурю, французскому министру возобновления производства в декабре 2012 года.
Стартовая цена на электромобиль во Франции поставила 13 700 евро после вычета экологического бонуса в 7 000 евро. Массовые продажи ZOE начались весной 2013 года.
Первое поколение Renault ZOE получило 22 кВт батарею, запаса хода которой хватало на 210 километров. Электромобиль разгонялся до сотни за 13,5 секунды, а максимальная скорость была ограничена 135 км/ч.
Обновленный Renault ZOE представили на Парижском автосалоне в сентябре 2016 года. Электромобиль получил новую батарею ZE 40, благодаря которой запас хода увеличился до 400 км по тестам NEDC. Это примерно 300 км в реальных условиях.
Помимо батареи пользователи получили обновленное программное обеспечение, упрощающее поиск зарядных станций, а также два дополнительных цвета кузова, электронный привод зеркал заднего вида и незначительные изменения интерьера.
В марте 2017 года на Женевском автосалоне был представлен Renault ZOE E-Sport Concept, который журналисты назвали «электрической карманной ракетой».
E-Sport Concept — полноприводный спортивный электромобиль, кузов которого выполнен из углеродного волокна, сможет разгоняться до сотни за 3,2 секунды. Максимальная скорость в 201 км/ч достигается менее чем за 10 секунд. До сих пор остается концептом.
В марте 2018 года Renault обновил двигатель у ZOE. Его мощность была увеличена с 68 кВт до 80 кВт. Кроме этого, у электромобиля улучшили мультимедийную систему и добавили пурпурный цвет кузова.
Тогда же было принято решение продавать батарею вместе с электромобилем ZOE. До этого момента аккумулятор можно было приобрести только в лизинг.
«Когда мы выпустили наши первые электромобили, Renault стал первопроходцем на рынке, и мы сосредоточились на лизинге аккумуляторов. Цель была в том, чтобы побудить наших клиентов перейти на электромобили и обеспечить им дополнительное спокойствие. Эксплуатационные характеристики и долговечность наших батарей в настоящее время доказаны. Настало время предложить нашим клиентам выбор между покупкой или арендой батареи».
Последняя на текущий момент версия Renault ZOE была представлена в июне 2019 года. Электромобиль получил улучшенную батарею ZE 50, которая обеспечивает дальность хода до 390 километров. Была добавлена функция быстрой зарядки от сети с постоянным током.
Новый ZOE оснастили двигателем мощностью 100 кВт, добавили режим для городского цикла, а также пересмотрели мультимедийную систему и бортовой компьютер.
Электромобиль получил режим В, поддерживающий рекуперативное торможение. Теперь большую часть времени автомобилем можно управлять при помощи только одной педали, но для полной остановки все равно придется нажать на тормоз.
Renault значительно пересмотрел интерьер ZOE, сделав его лаконичнее. Внешний вид также претерпел ряд изменений, появились новые цвета.
В помощь водителю добавили активную систему экстренного торможения, предупреждение о выезде с полосы, помощь при удержании полосы движения, распознавание дорожных знаков, мониторинг слепых зон и автоматическую подстройку фар.
На официальном сайте Renault покупатель может выбрать одну из пяти версий ZOE. Цена самой дешевой комплектации City начинается с 23 200 евро.
Хорошо продается?
Продажи ZOE не такие масштабные, как у ближайших конкурентов. Тем не менее за первую половину 2019 года Renault реализовал 24 594 ZOE и занял 7-е место в мировом рейтинге продаж электромобилей.
В официальном отчете компании цифры немного лучше. Renault сообщает, что за первое полугодие продажи ZOE в Европе выросли на 44,4% и составили 25 041 единицу.
Динамика продаж выглядит вот так:
- 50-тысячный Renault ZOE продали в апреле 2016 года.
- 100-тысячный Renault ZOE был продан в Осло 9 сентября 2016 года, через пять лет после старта продаж.
- 26 февраля 2019 года было объявлено, что ZOE преодолела рубеж в 200 000 продаж по всей Европе и 100 000 продаж во Франции.
Стоит отметить, что скромные результаты, по сравнению, например, с Nissan LEAF, объясняются ограниченным рынком сбыта – Renault ZOE продается в основном в Европе.
Беспилотные технологии
В 2017 году стартовал совместный проект Renault и Нормандской автономной лаборатории, в рамках которого на дороги общего пользования вывели четыре беспилотных Renault ZOE.
В том же году Renault представил автономную версию ZOE – Callie, которая была разработана в инновационной лаборатории автопроизводителя. Беспилотник был оснащен серьезной, на тот момент, системой автономного обхода препятствий.
В 2018 было объявлено, что автономный Renault ZOE проходит заключительное тестирование, после чего беспилотник начнет курсировать по территории бизнес-парка «Technopôle du Madrillet» в Сент-Этьене, Франция.
15 мая 2019 года во Франции стартовал проект Paris-Saclay Autonomous Lab. В рамках него планируется разрабатывать и тестировать автономные частные и общественные мобильные службы. В эксперименте принимают участие в том числе три прототипа Renault ZOE Cab.
Электромобили перевозят пассажиров по территории кампуса Paris-Saclay. Для поездки необходимо забронировать авто в мобильном приложении. Первое время эксперимент проводится с оператором, который всегда присутствует в салоне.
Посадка и высадка пассажиров осуществляется только в строго определенных местах, но в пути можно подбирать других пассажиров, которым подходит маршрут.
«Мобильность - главная цель Paris-Saclay. Мобильность повышает привлекательность района и, следовательно, его экономическое развитие; это улучшает качество жизни всех тех, кто живет и работает здесь, и помогает вести экологическую деятельность. Автономные транспортные средства могут помочь нам в достижении этих целей, и Paris-Saclay предлагает полные условия для экспериментов с этими будущими видами транспорта».
Есть ли Renault ZOE в каршеринге?
Конечно. Собрали известные примеры:
В октябре 2015 года 24 электромобиля Renault ZOE появились в автопарке каршеринга города Палермо. Сервис по краткосрочной аренде автомобилей реализовывался в рамках программы Amat Demetra, ее цель — сокращение трафика в городе.
С Сицилией у Renault ZOE связано еще два проекта — каршеринг ami GO и Eco Tour di Sicilia. Аренда электромобиля у ami GO обойдется минимум в 0,75 евро за минуту.
А Eco Tour di Sicilia — это совместный проект Renault и компании по прокату Sicily by Car. Партнеры договорились работать над расширением инфраструктуры для электромобилей и их доступности. Соглашение было подписано в марте 2017 года, Renault должен был добавить в автопарк 200 электромобилей ZOE. Но на момент написания материала в парке Sicily by Car Renault ZOE нет.
В ноябре 2015 года 20 электромобилей Renault ZOE пополнили автопарк каршеринга Co-wheel в Великобритании. Арендовать электромобиль можно на час за 5,5 фунтов стерлингов (434 рубля), на ночь с 20.00 до 08.00 за 11 фунтов стерлингов (867 рублей) и на 24 часа за 38,5 фунтов стерлингов (3 035 рублей). Пробег не ограничен, зарядка на станциях-партнерах бесплатная.
В июле 2016 года Renault объявил о запуске собственного каршеринга — Renault MOBILITY. Его тестирование велось с конца 2015 года. Часть автопарка состоит из Renault ZOE.
Сейчас Renault MOBILITY доступен на всей территории Франции. Пользователям предлагают разные варианты аренды от 1 часа, в том числе пакетные предложения. Вернуть автомобиль нужно в то же место, где была начата аренда.
В августе 2016 года Renault сообщил, что начинает сотрудничество с каршерингом Green Mobility в Копенгагене.
Сейчас в автопарке каршеринга 500 электромобилей. Для пользователей доступны:
- поминутный тариф – 4 датские кроны (11,2 рубля)
- предоплаченный поминутный тариф — 2,1 датской кроны (5,84 рубля)
- суточный тариф – 595 датских крон (1655 рублей)
- подписка – до 20 часов использования в месяц за 1195 датских крон (3323 рубля)
В сентябре 2017 года Renault совместно с Ferrovial Services запустил в Мадриде каршеринг Zity, автопарк которого полностью состоит из ZOE. На старте было 500 электромобилей.
Сейчас минута аренды в Zity стоит 0,26 евро. Есть и часовые тарифы: 4 часа – 29 евро, 8 часов – 49 евро, 24 часа – 69 евро. Минута ожидания обойдется в 9 евроцентов. Можно купить пакетное предложение, которое дает ощутимую скидку.
В апреле 2018 года Renault объявил о подписании соглашения с IKEA. Компании запустили услугу совместного использования автомобилей IKEA France, построенную на базе Renault MOBILITY. Большая часть автопарка нового сервиса — это Renault ZOE.
В октябре 2018 года Renault совместно с ADA, одним из старейших сервисов по аренде автомобилей во Франции, запустил каршеринг Moov’in.Paris. На старте проекта пользователям были доступны 100 Renault ZOE и 20 Renault Twizy.
Автопроизводитель взял на себя поставку транспортных средств, их техническое обслуживание и ремонт. ADA занимается перезарядкой электромобилей, чисткой и перемещением, если это необходимо.
Арендовать ZOE можно за 0,39 евро за минуту, заправка и парковка бесплатные.
В ноябре 2018 года Renault объявил о грандиозных планах – компания намерена поставить 5 000 электромобилей каршеринговым операторам в 23-х странах.
Первым участником программы стал каршеринг GoTo Malta, он получил 150 ZOE. Проект был поддержан правительством: по всей Мальте и Гозо выделили 450 парковочных мест для автомобилей каршеринга. Каждое парковочное место оборудовали зарядным устройством.
GoTo Malta предлагает четыре варианта тарифов, стоимость минуты аренды Renault ZOE составит от 0,28 до 0,35 евро. Оператор сам заряжает электромобили, страховка включена в стоимость.
В апреле 2019 года в Грузии запустился каршеринг AiCar, автопарк которого состоит из Renault ZOE и Nissan LEAF. Стоимость поездки составляет 0,08 лари за минуту (примерно 1,95 рублей) плюс 0,45 лари (примерно 11 рублей) за каждый километр.
Весной 2019 года Renault ZOE появился в автопарке польского каршеринга Vozilla из Вроцлавы. Стоимость аренды зависит от зоны завершения. Постоянным клиентам предлагается подписка, так можно сэкономить до 30%.
В июле 2019 года СМИ писали, что в Румынии заработал каршеринг Spark, автопарк которого состоит из Renault ZOE и Nissan LEAF. Зона использования – Бухарест.
Указывалось, что аренда ZOE обойдется в 1,2 лея за минуту (18 рублей) или 215 леев за день (780 рублей). В суточный тариф включено 100 километров пробега. Минимальное время аренды – 12 минут. На момент написания материала на сайте оператора в автопарке были только Nissan LEAF.
Электромобили ZOE есть и у израильского Car2Go. Прокатиться на них можно только в двух городах – Хайфе и Нетании. Аренда обойдется в 1,2 шекеля за минуту (22 рубля), членский взнос – 50 шекелей (927 рублей) в месяц. Новый пользователь освобождается от уплаты членского взноса в первый месяц.
В июне 2019 года стало известно, что Renault будет предустанавливать программное обеспечение для совместного использования автомобилей. Разработкой займется французская компания Vulog, чья платформа AiMA используется в 25 каршерингах по всему миру и охватывает 11 000 автомобилей.
По последним данным общий парк каршеринговых электромобилей Renault по всей Европе составляет 6 100 единиц. Ожидается, что соглашение с Vulog добавит еще 2 500 в Северной Европе, Южной Америке и ОАЭ.