1. В крупных СМИ и на телевидении периодически рассказывают, что пользователи каршеринга очень неаккуратно ездят, чаще других нарушают ПДД и не заботятся о безопасности. Почему появляются такие обвинения?
Алексей Радченко, руководитель проекта «Карта ДТП»:
Машины каршеринга — относительно новое для города явление. Они хорошо заметны на дороге из-за фирменной раскраски, и к ним, как и ко всему новому, изначально настороженное отношение.
Часть общественного мнения сформировано именно этим. Это чисто психологический момент. С другой стороны, машин каршеринга все больше, компаний, предоставляющих услуги, все больше, следовательно, и число аварий становится больше как в относительных, так и абсолютных цифрах. Такие аварии заметны внешне, а в СМИ будет подчеркнуто, что авария случилась именно с машиной каршеринга.
18 июня Алексей Радченко выступит на нашей конференции «Транспорт и безопасность». Он примет участие в дискуссии о безопасности в городе. Регистрируйтесь тут.
2. Каршероводы и правда нарушают правила и попадают в ДТП чаще, чем владельцы личных авто и таксисты?
Евгения Затеева, генеральный директор каршеринга МатрешCar:
Я считаю, что это заблуждение. Все ездят примерно одинаково. Это касается и нарушения правил, и частоты ДТП. Просто надо понимать, что средний водитель личного автомобиля пользуется им около одного часа в день. Каршеринговый автомобиль совершает около 6 поездок в день, проводя в движении примерно 4 часа. А автомобиль такси возит пассажиров практически круглые сутки.
В итоге: если считать ДТП и нарушение правил на одну поездку — это одна история. То же самое, но в расчете на сутки — уже другая.
Алексей Радченко, руководитель проекта «Карта ДТП»:
Я видел статистику ДТП по таким машинам, и в пересчете на километры и на число машин таких аварий [с участием каршерингов] действительно больше среднего.
Возможно, разрыв не критичен, но повод для анализа поведения точно есть. Сами сценарии вождения личного автомобиля и каршеринга отличаются: личной машиной часто пользуются утром и вечером, реже — днем, крайне редко — ночью.
Каршеринг чаще, чем личный автомобиль, используют в ночное и вечернее время, когда дороги свободнее, скорости выше, а видимость ниже.
Иван Юнин, руководитель проекта «Авто Mail.ru»:
У меня, к сожалению, нет статистики, но есть ряд факторов, которые теоретически могут быть причинами неаккуратного вождения каршероводов:
Первый — отсутствие собственного автомобиля (и, соответственно, номинально большой, а фактически — маленький опыт вождения).
Второй — малознакомый автомобиль (требуется привыкнуть к габаритам, динамике и обзору).
Третий — менталитет (тут без комментариев).
Дмитрий Усанов, управляющий директор по корпоративному автострахованию «Ренессанс страхование»:
Оценить частоту ДТП разных участников дорожного движения достаточно сложно: такси за год проезжает более 100 тысяч километров, каршеринг более 35-40 тысяч, а личный транспорт (в среднем) — 10-15 тысяч.
Но, по нашей статистике, мы видим, что аварийность каршеринговых компаний сильно отличается друг от друга, в зависимости от критериев допуска людей до управления автомобилем, а также работы компании с телематическим данными. Некоторые каршеринги дают подробный отчёт пользователю о превышении скорости, а могут даже и позвонить, уточнить, все ли в порядке у водителя.
Дмитрий Усанов тоже выступит на конференции «Транспорт и безопасность». Тема его доклада — «Повышение безопасности автопарка». Приходите, вот регистрация.
3. Влияет ли класс машины на ее аварийность? Попадают ли каршеринговые машины премиум-сегмента в ДТП чаще/реже, чем эконом-класс?
Евгения Затеева, генеральный директор каршеринга МатрешCar:
В нашем парке нет автомобилей эконом-класса, поэтому мне трудно судить. Но, по моему мнению, класс все-таки влияет.
Премиум-сегмент – это, прежде всего, безопасность водителя и пассажира.
Кроме того, [в премиум-сегменте есть] всевозможные системы помощи на дороге, датчики, системы предупреждения о возможном столкновении и прочее. Ну и кроме того, как правило, водитель, садящийся за руль автомобиля премиум-сегмента — это уже достаточно взрослый и зрелый человек, который ответственно относится к шеринг-транспорту.
Евгения Затеева – тоже участник нашей конференции. Она расскажет о безопасности автопарка оператора каршеринга. Приходите, 18 июня, начало в 13:30.
А тут можете почитать наше большое интервью с Евгенией про то, сейчас как дела у Матрешкар:
4. Что могут сделать каршеринги и страховые компании, чтобы обезопасить клиентов и других участников дорожного движения?
Евгения Затеева, генеральный директор каршеринга МатрешCar:
В первую очередь, надо использовать все возможности телематического оборудования, установленного в каждом автомобиле каршеринга, чтобы отслеживать стиль вождения клиента и вовремя предпринимать меры.
Замечательная вещь алкозамок, [будет] очень полезным. Видеорегистраторы и камеры в салоне автомобиля — тоже хорошо. А еще — разработка системы искусственного интеллекта на основе нейросетей для определения лица, находящегося за рулём, степени усталости водителя и адекватности его поведения за рулем в режиме онлайн. Думаю, за этим будущее.
Алексей Радченко, руководитель проекта «Карта ДТП»:
Я вижу, что будущее сферы краткосрочной аренды будет за все более строгим регулирование поведения водителя и автомобиля.
Отдельные шаги уже сделаны: камеры в салоне, уведомления при нарушении скоростного режима и рейтинг водителя. В будущем операторы сами или по рекомендации государственных органов могут ввести новые ограничения: ограничение максимальной скорости до 90 км или ниже, принудительное ограничение времени поездки и так далее.
«Яндекс» уже показал технологии, которые по встроенным камерам в салоне отслеживают психо-эмоциональное состояние водителя, сонливость или, наоборот, агрессивность. Уверен, что не за горами и единая база пользователей каршеринга, аналог кредитных бюро в банковской сфере.
Иван Юнин, руководитель проекта «Авто Mail.ru»:
Безопасность движения в каршеринге не менее важна, чем в любом другом виде транспорта. Я предполагаю, что понизить число аварий каршеринга могли бы действия в следующих направлениях:
- идентификация личности перед поездкой (исключить ситуации передачи телефона с приложением),
- определение «стиля» вождения с помощью систем телематики и бан особо дерзких водителей,
- персональные тарифы (скидки и бонусы на аккуратную езду), повышенные тарифы для неаккуратных водителей,
- оборудование автомобилей алкотестерами и бан подобных пользователей в системе.
Дмитрий Усанов, управляющий директор по корпоративному автострахованию «Ренессанс страхование»:
Ключевой момент в любом каршеринге — это водитель и его стиль вождения. Мы считаем, что следующим шагом развития каршеринга в России станет персонализированный тариф, который будет зависеть от стажа и манеры езды водителя. Чем опытнее водитель, тем дешевле.
Такой скоринг позволит отсечь молодых лихачей на первоначальном этапе. Кроме того, внедрение различных инновационных решений, направленных на распознавание лиц, позволит точно быть уверенным, что водитель находится под своим аккаунтом. В противном случае клиент будет заблокирован, и больше не сможет пользоваться каршерингом.
Так, какая еще конференция?
18 июня «Трушеринг» и наши партнеры «Ренессанс страхование» проводят конференцию. Тема — «Транспорт и безопасность». Будет два блока: в первом — двадцатиминутные выступления спикеров в секциях «Бизнес» и «Технологии», во втором — дискуссия о безопасности в городе.
Выступят представители из Volvo Car Russia, каршеринга МатрешCar, департамента транспорта Москвы и «Касперского». Модерировать дискуссию будет руководитель проекта Авто Mail.ru Иван Юнин.
Это будет в Москве, в конференц-центре Newsroom. Адрес: ул. Поклонная, д.3 (5-7 минут неспешным шагом от метро Кутузовская).
Сбор гостей с 13:30, начало в 14:30. Регистрация бесплатная.