Morrison (1890)
Первым коммерческим электромобилей принято считать Morrison Electric, выпущенный в 1890. Новинка была построена на базе обычной пассажирской коляски. 24 элемента батареи размещались под передним сидением. Для полной зарядки электромобиля требовалось 10 часов.
Morrison Electric развивал скорость до 20 км/ч. На одной зарядке электромобиль мог проехать до 160 километров.
В 1893 году Morrison Electric выставлялся на Колумбийской всемирной выставке в Чикаго, а в 1895 году автомобиль принимал участие в первой автомобильной гонке тоже в Чикаго.
Baker Electric (1899)
Baker – первая компания, выпустившая двухместный электромобиль. Начальный модельный ряд состоял из 2-местного Runabout и 4-местного Stanhope. Последний был продан в количестве 800 экземпляров, что вывело Baker в мировые лидеры производителей электромобилей.
За всю историю Baker Electric выпускала 17 разных типов кузовов для своих электромобилей. Автомобиль Baker был в автопарке у Говарда Тафта – первого президента США, который пересел на моторизированный транспорт.
В 1910 году модель Model V установила рекорд дальности – электромобиль проехал без подзарядки 393 километра. Годом позже в Кливленде Baker строит гараж для зарядки электромобилей.
Несмотря на хороший спрос и обширный модельный ряд, Baker не смога выдержать конкуренции с Ford и в 1916 году была поглощена Rauch and Lang.
Lohner-Porsche (1900)
Электромобиль Lohner-Porsche был разработан Фердинандом Порше. Автомобиль развивал скорость до 59,5 км/ч, что было рекордом того времени. В 1901 году Порше переделал электромобиль в гибрид.
В 2011 году инженеры Porsche Engineering с кузовным ателье Drescher воссоздали электромобиль. Полностью рабочую копию легендарного Lohner-Porsche можно увидеть в музее Porsche в Штутгарте.
Detroit Electric (1907)
Электромобиль Detroit Electric был хорошо встречен публикой. Первые годы после старта продаж производитель реализовывал по 1000 автомобилей в год. Всего же за 33 года существования бренда удалось продать 13 тысяч электромобилей.
Вместо педалей, руля и рычага коробки передач у Detroit Electric было две ручки. Одна из них отвечала за направление движения, а вторая за скорость. За отдельную плату на автомобиль можно было установить дополнительные источники питания, и дальность поездки увеличивалась с 65 до 130 километров.
Совместный проект Эдисона и Форда (1914)
Прототип, разработанный Томасом Эдисоном для Генри Форда, никогда не выходил в серию. В 1915 ходили слухи о том, что совместное детище вот-вот выйдет на рынок по цене 500 долларов. Однако из-за слабых батарей проект был свернут, а Форд вернулся к своим разработкам.
Молоковоз Wales & Edwards (1951)
В середине 20 века было несколько моделей молоковозов на электрической тяге, компания Wales & Edwards была одной из первых. Автомобиль использовали для доставки молока на дом.
Выбиться в лидеры отрасли Wales & Edwards смогла благодаря плавному ходу своих молоковозов и хорошей управляемости в плохих дорожных условиях.
Vectress (1959)
Электромобиль Vectress – это маркетинговый ход. Он был разработан для продвижения батареи Джорджа Липпинкоттона. Автомобиль мог проехать 241 км или 8 часов без подзарядки. Кроме того, он имел встроенное зарядное устройство.
Vectress не смог конкурировать с бензиновыми агрегатами из-за высокой стоимости. В 1959 году за электромобиль просили 2000 долларов (около 20000 долларов по нынешнему курсу). Проект так и остался на стадии прототипа.
Ford Comuta (1967)
В 1967 году британское подразделение Ford разработало двухместный электромобиль Comuta. Автомобиль разгонялся до 32 км/ч и имел запас хода в 64 километра.
Электромобиль был достаточно проработан, чтобы выходить в серию. Тем не менее, Comuta так и осталась прототипом. Всего было выпущено два автомобиля, один из них находится в Научном музее Лондона.
Enfield 8000 (1969)
Для выпуска электромобиля Enfield выбрали не самое удачное время. В 1969 году цены на топливо были достаточно низкими, поэтому конкурировать с бензиновыми собратьями электромобилю было тяжело.
Тем не менее Enfield был продан в количестве 108 экземпляров, 61 из них выкупил британский Совет по электрификации.
NASA Lunar Roving Vehicle (1971)
Лунный электромобиль был выпущен всего в четырех экземплярах, но все равно заслуживает того, чтобы быть упомянутым.
Три передвижных аппарата, питающихся от батареи, были отправлены на Луну в помощь астронавтам. Электромоторы поместили в колеса, чтобы луноход лучше справлялся с неровностями.
Батарея лунохода не перезаряжалась, так как его запустили для однократной миссии. Все три экземпляра до сих пор находятся на Луне.
Exide Sundancer (1973)
Еще один маркетинговый электромобиль — Exide Sundancer. Он был построен, чтобы продемонстрировать возможности батареи Exide. Их разместили в полу, как в современных автомобилях.
Exide Sundancer мог разогнаться до 100 км/ч и имел запас хода в 160 километров. Электромобиль хорошо показал себя в ходе дорожных испытаний.
CitiCar (1974)
В маленьком CitiCar было всего два места. Электромобиль стоил недорого за счет угловатого кузова: производителю не нужно было тратиться на выплавку деталей округлой формы.
Автомобиль, запас хода которого составлял 96 километров, был ориентирован на городских жителей. Производство было прекращено в 1977 году из-за низкого уровня продаж.
Zagato Zele (1974)
Электромобиль Zagato Zele – это еще одна попытка создать доступный городской электрокар. Всего в мире было продано 500 экземпляров Zagato Zele.
Подвеску Zagato Zele позаимствовал у Fiat 500. Клиенты могли выбрать, какое количество батарей им необходимо. Максимальная дальность составляла 80 километров.
Большинство модификаций Zagato Zele были двухместными, но в США также поставлялась удлиненная четырехместная версия.
GM EV1 (1996)
Электромобиль EV1 от General Motors считают последним из старой эры электромобилей и ярким предвестником эры новой. Полностью электрическое купе построили после заявления Калифорнийского совета по воздушным ресурсам о необходимости выпуска автомобиля с нулевым уровнем выбросов.
Купе можно было только взять в аренду, в свободную продажу EV1 не поступал. В GM считали, что это опытный образец и нет необходимости пускать его в серию.
Спустя год Toyota выпустит гибридный Prius, и с тех пор забота о снижении уровня выбросов станет главной темой всех мировых автопроизводителей.