ShareNow — новый каршеринг, он появился в результате слияния двух крупнейших игроков мирового рынка: компаний Car2Go (принадлежит автоконцерну Daimler AG) и DriveNow (принадлежит BMW).
Помимо каршеринга BMW и Daimler сделали совместную компанию для создания единых сервисов городской мобильности. О том, что это значит и как ShareNow планирует изменить рынок — в этом интервью.
Про бизнес: миллиард евро инвестиций, пять сервисов, доли и конкуренты
Для чего Daimler и BMW нужно объединение компаний?
Объединив наши ресурсы на рынке городской мобильности, мы хотим стать лидером и изменить правила игры. Хотим улучшить качество жизни в городах. Мы создадим экосистему городской мобильности, которая будет удовлетворять потребности миллионов людей.
Какая структура у объединенной компании? Какие доли у участников?
Новая организация, на самом деле, состоит из пяти совместных предприятий:
- мультимодальная платформа ReachNow,
- сеть зарядных станций ChargeNow,
- услуги такси, наемных водителей и проката автотранспорта FreeNow,
- приложение для резерва и оплаты парковки ParkNow,
- каршеринг ShareNow.
Доли Daimler и BMW составляют по 50%.
Сообщалось, что БМВ и Даймлер инвестировали в ShareNow миллиард евро. В каких пропорциях вложили деньги? На что вы их потратите?
Эта сумма — инвестиция во все пять новых сервисов. У нас есть четкое видение: сервисы будут все теснее объединяться, чтобы сформировать единый портфель услуг мобильности с полностью электрическим беспилотным автопарком, для которого будет создана автономная зарядная сеть, и который вольется в сеть общественного транспорта.
Этот портфель услуг — важнейшая часть нашей стратегии в области городской мобильности. Сотрудничество [компаний Daimler и BMW — прим. Трушеринга] — идеальный способ максимизировать наши шансы на растущем рынке, одновременно разделяя инвестиции.
Зачем вообще Daimler и BMW занимаются каршерингом? Сегодня и в долгосрочной перспективе.
Городская мобильность меняется. Сегодня мы находимся только в начале фундаментальных перемен в способах передвижения по городу. С одной стороны, эти мы видим проблемы, которые вызывает движение транспорта в мегаполисах. Например, пробки, загрязнение воздуха, места для парковки.
С другой стороны, мы наблюдаем коренной переворот в умах: все больше людей теперь предпочитают делить, а не владеть.
Мы считаем, что каршеринг играет важную роль в этом переходном периоде, именно поэтому Daimler разработал концепцию каршеринга более десяти лет назад. Растущий рынок и значимость каршеринга в будущем также прогнозируют исследователи рынка. Например, Frost & Sullivan или Boston Consulting Group.
Кого вы считаете своими основными конкурентами?
На самом деле, мы преследуем одну и ту же цель со всеми нашими конкурентами: убедить людей пользоваться общими мобильными сервисами вместо собственного автомобиля.
Мы видим себя частью экосистемы мобильности, которая формируется из общественного транспорта, каршеринга, такси, сервисов микро-мобильности и так далее. На наш взгляд, все эти предложения дополняют друг друга.
Основным конкурентом на всех рынках для нас является личный автомобиль.
Про сервис: как работают, кто пользуется, что дальше
Как сегодня работают Car2Go и DriveNow? Машины отображаются в обоих приложениях?
На начальном этапе регистрироваться придется и в Car2Go, и в DriveNow, но в обоих приложениях будут отображаться все автомобили. При выборе автомобиля Car2Go через приложение DriveNow (и наоборот), будет открываться приложение оператора, чей автомобиль выбран.
В будущем сделаем единое приложение с полной интеграцией.
Сколько машин сейчас в объединенном сервисе? Насколько вы планируете увеличить автопарк за ближайшие 5 лет?
В настоящее время наш парк состоит из 20 000 автомобилей в 31 локации и 14 странах. Сейчас мы совместно разрабатываем бизнес-план, который также включает расширение в другие города. Мы будем информировать пользователей и общественность, когда появятся сведения о новых городах.
Вы сосредоточитесь на электромобилях?
Да, мы продолжим расширять наше электрический парк, это важная стратегическая задача. Мы увеличим количество электромобилей до четырех тысяч в течение года.
Ожидается, что доля электромобилей в нашем европейском автопарке к концу года превысит 25 процентов.
Сколько пользователей у вас сейчас? Кто ваша целевая аудитория?
У нас более четырех миллионов клиентов в 32-х городах мира.
Мы нацелены на городских жителей, которые любят водить машину, но не хотят связываться с недостатками и затратами на владение авто.
Про рынок: как устроен каршеринг в мире
Как вы видите сейчас мировой рынок каршеринга и каким он будет через 10 лет?
Каршеринг набирает обороты во всем мире. Его поддерживают и городские администрации, и горожане. В будущем, с появлением доступных беспилотников, каршеринг изменится в корне.
Вы работаете в США, Европе и Азии. Какие отличительные особенности из у рынков каршеринга в каждой из этих стран?
Сравнивая Европу и Северную Америку, мы видим, что пользователи в США и Канаде, как правило, проезжают на наших автомобилях чуть более длинные расстояния и чаще используют пакеты по 6, 12 или 24 часа (например, чтобы ездить за город на отдых). А помимо этого между нашими рынками нет особых различий.
Какой из этих рынков вы считаете наиболее перспективным?
Каждый большой город страдает от примерно одних и тех же проблем: пробок и загазованности. Это справедливо как для Москвы, так и для Берлина, Парижа, Нью-Йорка и многих других мегаполисов по всему миру. Каршеринг помогает уменьшить эти проблемы.
Мы оцениваем каждый большой город в соответствии с целым списком требований и цифр, чтобы понять, будет ли каршеринговый бизнес успешен здесь. Важными требованиями являются, например, хорошая система общественного транспорта или плотность населения. Также очень важно, чтобы городские власти активно продвигали и поддерживали концепцию каршеринга.
В Москве городские власти активно поддерживают каршеринг и популяризируют его. Оказывают ли власти городов в других странах какую-то поддержку сервисам каршеринга?
Каждый город, в котором мы работаем, как правило, открыт для новых возможностей мобильности, поэтому поддерживает наши сервисы. Но способы выражения поддержки разнятся: везде принимаются разные решения в отношении правил парковки и затрат на нее, введения специальных парковочных мест для каршеринга, интеграции в систему общественного транспорта.
Кроме того, чтобы мы могли работать с парком электромобилей (в чем заинтересованы многие города), власти должны создавать плотную и современную инфраструктуру станций зарядки.
Как вам кажется, почему в России произошел каршеринговый бум?
Причина везде одинаковая: все больше и больше людей в больших городах выбирают каршеринг, потому что хотят водить машину, но без недостатков владения ею.
К тому же, как вы упомянули, администрация города может принять меры поддержки нового способа перемещения, чтобы ослабить заторы, снизить загазованность и освободить парковочные места. Эти два требования, помимо прочих, явно работают для Москвы.
ShareNow — это продукт двух автоконцернов, а в России лидер рынка каршеринга — технологическая компания Яндекс. По слухам, скоро на рынок выйдет еще одна — Mail.Ru Group.
Как вы считаете, в чем может различаться подход и стратегия развития каршеринга, когда его открывает автопроизводитель и IT-компания?
Я не могу говорить за каршеринги других производителей, но ShareNow — явно технологическая компания. Мы наняли десятки разработчиков и определенно запустили одно из лучших и самых быстрых приложений среди операторов городской мобильности. Наш рейтинг в App Store — 4,8 из 5 звезд.
С другой стороны, поскольку BMW и Daimler являются нашими акционерами, мы также явно извлекаем выгоду из технологий и ноу-хау двух самых успешных автопроизводителей в мире. То есть, мы объединяем лучшее из обоих миров.
Согласно нашим источникам, вы интересуетесь российским рынком и даже приценивались к покупке местного оператора. Рассматриваете вы выход на российский рынок?
Помимо других, динамичный российский рынок нам очень интересен. Мы постоянно оцениваем все возможности для бизнеса, в том числе и в России. Если будут предприняты какие-либо шаги, вы узнаете об этом первыми.
Про беспилотники: как они связаны с каршерингом
Многие считают, что беспилотники — это естественное продолжение каршеринга. Что вы об этом думаете?
Мы полностью согласны. Использование беспилотников станет еще одним качественным толчком для каршеринга, каким стал переход station-based каршеринга (когда автомобили можно брать и оставлять только в определенных точках) к модели free-floating (когда автомобили можно оставить в любой точке в пределах зоны завершения аренды).
С беспилотниками мы сможем удовлетворить тот же спрос, что и сегодня, только с половиной парка.
Это означает, что 35 миллионов аренд в год, которые сегодня мы обеспечиваем с 20 тысячами автомобилей, мы смогли бы обеспечить с помощью всего 10 тысяч беспилотников.
Как вы развиваете направление беспилотного транспорта?
С нашей точки зрения, ни один другой сектор мобильности не может так всесторонне подготовиться к приходу эры беспилотников, как free-floating-каршеринг.
Для оптимального управления автопарками на высоком уровне, нужно быть готовыми поддерживать программы на таком же уровне — используя алгоритмы обучения, большие данные и различные приложения. Мы уже делаем и то, и другое. Когда бы ни появились доступные беспилотники, мы будем готовы собрать из них автопарк и запустить беспилотный каршеринг.