Наш канал в Телеграм

«Каршеринг вернул мне веру в людей». Интервью с создателем Cars7

Cars7 – каршеринг из Новосибирска. Он запустился в 2017 году и был первым оператором в городе. Мы поговорили с создателем компании Матвеем Демиденко о том, как делать каршеринг в регионах, пользуется ли он популярностью и боится ли, что Яндекс всех уничтожит.

Расскажите, как у вас появилась идея запустить каршеринг в Новосибирске?

Это была совершенно спонтанная история. Мы летели в самолете, что-то обсуждали и вдруг возникла эта идея. Решили, почему бы и не попробовать.

Вы ориентировались на чей-то опыт при запуске?

Мы изначально хотели сделать не классический каршеринг, а шеринг между людьми, чтобы пользователи могли брать в аренду автомобили друг у друга, используя нашу платформу. К сожалению, ряд технических проблем, например, широкий модельный ряд потенциального парка, не позволили реализовать идею такого каршеринга. Мы приняли решение сосредоточиться на классическом варианте.

Как формировали автопарк? Были ли уже автомобили на момент появления идеи?

Для парка Cars7 мы закупили новые машины, сделав ставку на Ravon. Он нас полностью устраивал по соотношению цены и качества до того момента, пока производитель не ушел из России. Теперь каждая, даже самая незначительная поломка, превращается в квест по поиску деталей. Поэтому мы постепенно выводим Ravon из автопарка.

Оснащение автомобилей специальным оборудованием, колл-центр, разработка приложения — вы делаете это все своими силами или привлекаете сторонних подрядчиков?

У нас уже была сформированная команда, которая теперь занимается и Cars7: было и кому сайт сделать, и дизайн придумать, и какие-то технические решения предложить.

Что касается телематики, то мы закупаем оборудование у стороннего производителя, а «мозги» ему докручиваем сами. У нас надежные партнеры.

Источник: Cars7

От колл-центра мы отказались, чтобы не перегружать бизнес-модель и не отодвигать точку безубыточности еще дальше. Стараемся выстраивать коммуникацию со своими пользователями по другим каналам. Чаще всего они общаются с Семеном — самописным чат-ботом. Кстати, Семен нас очень выручил, когда начали блокировать Телеграм.

У вас есть партнерская программа. Пользуется ли она популярностью?

В рамках партнерской программы мы открыли Волгоград. Сейчас есть наработки еще в одном городе, но пока все в стадии обсуждения, поэтому не могу раскрыть детали.

Интерес к программе есть, и мы возлагаем на нее большие надежды. Процент тех, кто понимает, что такое каршеринг и как вести такой бизнес, пока невелик, но в ближайшее время ситуация должна измениться.

Что бы вы посоветовали человеку, который хочет запустить каршеринг?

Позвонить мне (смеется).

Если абстрагироваться от нашей партнерки, то я бы посоветовал сделать ставку на работу с пользователями. Если он сможет объяснить людям, что каршеринг — это удобно, то его ждет успех.

Из общения с теми, кто интересуется партнерской программой, я сделал вывод, что у людей есть фатальный страх потерять автопарк. Большинство считает, что с машиной что-то обязательно случится — или ее разобьют, или угонят. Это не так. Если правильно выстроить работу с пользователями, серьезных проблем не будет.

Вы были первым каршерингом в Новосибирске и Волгограде. Как приучали людей к новому сервису?

В Новосибирске мы вначале запустили сервис, а потом стали о нем рассказывать, объяснять людям, в чем выгода каршеринга и почему это удобно.

Нам очень помог приход Делимобиля. Они вели активную работу с потенциальной аудиторией, подогревая интерес к каршерингу.

В Волгограде мы пошли по другому пути. Вначале была мощная информационная поддержка, а потом уже запуск. Возможно, по этой причине волгоградцы совершают большее число поездок, чем новосибирцы.

Среднестатистический клиент Cars7 — какой он?

Большая часть пользователей — это мужчины. Если говорить о возрасте, то это 21 — 30 лет. На втором месте идет возрастная группа 31-40 лет. Те, кому больше 40, пользуются очень редко.

Если рассматривать с точки зрения аренды, то в Новосибирске пользователи предпочитают пакетные тарифы и длительные поездки, а в Волгограде — поминутные тарифы и короткие поездки. Волгоградцы ездят чаще, чем новосибирцы.

Источник: Cars7

Есть пользователи, которые берут автомобиль и пользуются им по неделе и больше. К примеру, сейчас у нас есть такая машина, которая постоянно в режиме аренды. Мы никак не можем ее «выловить», чтобы сменить резину.

Какие проблемы возникают с пользователями: кражи, нечистоплотность, опасное вождение?

У меня большой опыт работы в сфере такси, и когда мы запускали Cars7, то розовых очков не было — я прекрасно представлял, на что способны пользователи.

Но каршеринг вернул мне веру в людей.

Да, бывают какие-то случаи, но это единичные истории. В целом же, наши пользователи оказались порядочными людьми. Они понимают, что арендный автомобиль ничем не отличается от личного. В нем так же надо поддерживать чистоту и бережно обращаться.

Я был приятно удивлен, когда сами пользователи попросили ввести штраф за пустой бак. Никто не хочет взять в аренду автомобиль и обнаружить, что на нем толком никуда не доедешь из-за низкого уровня топлива.

Кражи, конечно, случаются, но совсем мелкие. Однажды утащили папку, в которой хранятся документы, а сами документы оставили. Еще как-то раз с Ravon сняли салонный плафон. Это случилось, когда запчасти стало трудно найти — видимо, кому-то очень нужен был.

Инцидентов со сливом топлива не было. Мы внимательно отслеживаем все этапы заправки: когда, на какой АЗС, сколько залито. Кроме того, заправиться только по топливной карте не получится, еще нужно получить пин-код.

Единственное, что вызывает сомнение, это детские кресла. К сожалению, их, скорее всего, «уведут», поэтому мы не планируем их установку.

Мы следим за качеством и стилем вождения с самого начала. Всех нарушителей, любителей погонять, блокируем. Кроме того, у нас жесткий отбор при регистрации. Такой подход оправдан: средняя оценка за стиль вождения у наших каршероводов — 4,6.

Как вы считаете, готовы ли жители в регионах отказаться от собственных автомобилей в пользу каршеринга?

На мой взгляд, успех каршеринга в Москве – это, прежде всего, бесплатные парковки в центре. Если в Новосибирске сделают центр платным, то интерес к каршерингу значительно вырастет.

Источник: Cars7

Сейчас же трудности с завершением аренды отталкивают многих — припарковаться в центре Новосибирска в рабочий день практически нереально. На поиски места можно потратить столько же времени, сколько и на дорогу.

Одним из главных препятствий на пути развития каршеринга в регионах я вижу дешевое такси. Менталитет тоже имеет место быть, и не только в регионах. Большинство людей пока не оценили выгоды от совместного использования чего-либо. Думаю, через 3-5 лет мы увидим другую картину.

Сейчас в СМИ много шумихи из-за аварий, в которые попадают каршеринговые автомобили. Как вы думаете, нужны ли какие-то законодательные изменения, чтобы сделать каршеринг более безопасным?

На мой взгляд, достаточно научиться соблюдать те законы, которые уже есть. Операторы каршеринга должны сами заботится о качестве своих пользователей и отсеивать тех, кто не способен соблюдать ПДД.

Давайте поговорим о конкурентах. Пришлось ли что-то менять с приходом Делимобиля?

У нас хороший, новый парк автомобилей, привлекательные тарифы, мы постоянно ведем работу с пользователями, и они высоко оценивают наш сервис — средний показатель 4,8 балла. Приход Делимобиля на нас никак не сказался. Кроме того, у нас немного разная аудитория. Я не рассматриваю Делимобиль как конкурента, скорее как партнера по рынку.

А если придет Яндекс.Драйв?

Конечно, это уже серьезный конкурент с хорошим техническим и денежным ресурсом. Я пока не готов сказать, как мы будем вести себя в случае появления в Новосибирске Яндекса, потому что неизвестно, на каком уровне развития к тому времени будем мы. Но сдаваться мы не намерены.

Мне интересно, как Яндекс будет сам с собой конкурировать в Казани. В городе уже есть дешевое Яндекс.Такси, которое пользуется популярностью. Посмотрим, что они предпримут для привлечения аудитории.

Как вы думаете, что будет с каршерингом в России через 5 лет? Яндекс всех уничтожит или небольшие компании все-таки смогут выжить?

Я бы сказал, перешагнет и не заметит, а не уничтожит.

Для Яндекса, как и для всей индустрии, каршеринг - только ступень, а главная цель - это беспилотный транспорт.

Вот он уже может поглотить всех и вся. Мне кажется, что беспилотники — не такое уж далекое будущее, и оно наступит гораздо раньше, чем мы думаем.

Расскажите о своих планах на будущее, в каких направлениях будете расти?

В планах постепенное расширение автопарка. Есть наработки по части улучшения сервиса, но о них пока не готов рассказать. Будем расширять зоны завершения аренды, если возникнет такая необходимость.

Мы не стремимся получить все и сразу, а стараемся делать аккуратные и обдуманные шаги. Надеюсь, это позволит нам выдержать любую конкуренцию.

Если вы каршеровод из Новосибирска, вступайте в нашу группу в Вконтакте, чат в Телеграме и подписывайтесь на канал Каршеринг в Новосибирске, чтобы быть в курсе последних новостей о каршеринге в регионе.

Недавно мы брали интервью у нового гендиректора каршеринга МатрёшCar. Вот, почитайте:

Правила сообщества
  • будьте вежливы, уважайте участников;
  • старайтесь оставлять информативные, полезные и интересные комментарии;
  • соблюдайте действующее законодательство;
  • мы не приветствуем размещение промокодов и рекламы;
  • вы тоже можете стать автором или участником проекта и продвигать свои промокоды;