На днях консалтинговая компания КМПГ выпустила исследование о том, насколько разные страны готовы к появлению беспилотного транспорта. По уровню готовности Россия заняла 22-е место из 25. Многие российские эксперты не согласны с результатами. По их словам, в исследовании не учтены многие проекты. Мы решили узнать, как обстоят дела с беспилотным транспортом в России.
ШАТЛ
Одна из площадок тестирования беспилотного транспорта в России — полигон ФГУП «НАМИ». На его территории есть основные элементы инфраструктуры обычной дороги, муляжи других транспортных средств и даже зданий. Конфигурацию полигона можно менять в зависимости от задач. Сейчас тестирования на нем проводят 13 компаний.
Самым известным проектом из тестируемых в «НАМИ» можно назвать электробус ШАТЛ. Это совместная разработка «КАМАЗа» и «НАМИ». Беспилотник может придерживаться заданного маршрута, останавливаться для посадки и высадки пассажиров. Предусмотрена функция остановки «по требованию». ШАТЛ рассчитан на 12 пассажиров. Передвигается электробус со скоростью 5 км/ч, запас хода — 50 км. Когда все необходимые тестирования будут пройдены, ШАТЛ «разгонят» до 45 км/ч.
Беспилотный грузовик «КАМАЗ»
У «КАМАЗа» есть еще один проект — беспилотный грузовик. Он проходит активное тестирование, в том числе и на территории завода. 8 мая 2018 года три беспилотных «КАМАЗа» приняли участие в испытаниях на подходе к Крымскому мосту. В планах компании наладить серийный выпуск беспилотных грузовиков к 2025 году.
Проекты Avrora Robotics
«КБ Аврора», больше известная под брендом Avrora Robotics, тоже проводит тесты своих проектов на площадке «НАМИ». Компания занимается разработкой техники для разных сфер жизни.
Проект «АгроБот» — это универсальная платформа для сельхозтехники. За счет сменяемых модулей с ее помощью можно собрать разные виды беспилотного транспорта для нужд сельского хозяйства.
Еще одна разработка Avrora Robotics — Мобильная Автономная Роботизированная Система (МАРС). Это беспилотный вездеход повышенной проходимости. Он предназначен, в первую очередь, для военных нужд. Его можно десантировать при помощи парашютной системы. В обычной жизни МАРС нужен там, где человек сам не справится – в труднопроходимой местности или в условиях опасности для жизни.
Проекты «КаргоБот» и «ВендБот» имеют одну платформу от Avrora Robotics. Оба представляют собой беспилотные автомобили-автобусы. В зависимости от назначения такие автобусы могут доставлять грузы или перемещаться по территории парков с вендинговыми автоматами внутри.
Есть у Avrora Roborics разработка и для сферы развлечений — «Аквабот». Это плавающие прогулочные платформы с автопилотом.
Также существует образовательный проект «Юниор», созданный Avrora Roborics. В него входит непосредственно образовательная программа, линейка модулей для практических занятий, онлайн-центр компетенций и учебно-методический комплекс. Раз в год компания проводит соревнования «Юниор-Рейс».
«MatrЁshka» от Volgabus
Разработкой модульной системы беспилотного коммерческого транспорта занимается проект «MatrЁshka» холдинга Volgabus. Беспилотники «MatrЁshka» могут не только следовать по маршруту и останавливаться на остановках, но и обучаться во время пути. Весь транспорт объединен в одну нейронную сеть и может обмениваться информацией вне зависимости от местоположения. Первые открытые испытания «MatrЁshka» прошли на полигоне «Калибр» в августе 2017 года.
Программное обеспечение и оборудование для беспилотного транспорта
Еще одно решение в сфере сельского хозяйства предлагает Cognitive Technologies. Компания разработала агродроид – универсальную систему управления беспилотной сельхозтехникой. Агродроид под названием Cognitive Agro Pilot можно подключить к трактору, опрыскивателю или комбайну. Монтаж системы занимает один день.
У компании также есть наработки для автономного вождения – 4D радар. Он способен работать днем и ночью при любых погодных условиях. Заявленная точность обнаружения объектов – 97,7% на расстоянии до 300 метров.
Компания «СтарЛайн» создает оборудование, которое можно внедрить в обычные модели автомобилей. Их беспилотный автомобиль на базе Skoda принял участие в государственном проекте «Караван», в рамках которого участники провели испытания беспилотников на участке федеральной трассы А-290.
Беспилотное Яндекс.Такси
Единственный на сегодняшний день проект беспилотного транспорта, который доступен обычным пользователям, это Яндекс.Такси. Сейчас автомобили можно вызвать на двух площадках – в научно-техническом комплексе Сколково и в Иннополисе, расположенном недалеко от Казани.
Если в Сколково сервис доступен только для резидентов комплекса, то в Иннополисе беспилотным такси может воспользоваться любой желающий старше 18 лет, который зарегистрирован в проекте тестирования. Иннополис стал первым городом Европы, в котором можно воспользоваться беспилотником для повседневных поездок.
28 февраля мэр Иннополиса Руслан Шагалаев анонсировал расширение зоны передвижения беспилотного такси – из города теперь можно будет доехать до горнолыжного курорта «Свияжские холмы». Беспилотник будет передвигаться по малым дорогам без выезда на федеральную трассу.