
Как создавали
Все началось с контркультурного молодежного движения Provo и велосипедов. Активисты Provo объединяли молодежь, недовольную обществом. Деятельность Provo касалась многих сфер жизни, в том числе ими был выдвинут «план белых велосипедов», он предполагал запрет автомобилей в центре Амстердама и обеспечение города 20 тысячами белых велосипедов. Было две задачи: транспортная разгрузка и улучшение экологии в городе.
Правительство план не поддержало, и он был воплощен силами энтузиастов в гораздо более скромном масштабе: активисты расставили в городе несколько белых велосипедов. Но вскоре власти объявили велосипеды пережитком прошлого. Тут-то и родилась идея Witkar.
Над созданием проекта работало кооперативное сообщество, которому удалось привлечь кредиты в размере 250 тысяч долларов для первой фазы. На эти деньги проектировали автомобили, покупали мини-компьютеры PDP-11 для центральной системы управления, разрабатывали ПО для управления и строили первые 35 автомобилей и 5 станций.
Луд Шиммельпеннинк, изобретатель, политик и член Provo, спроектировал небольшой двухместный электромобиль с белой крышей, похожий на аквариум на колесах за счет кругового остекления. Название Witkar означает «белая машина». «Белый» здесь — не только цвет автомобиля, но и метафора его чистоты, ведь электромобили не загрязняли среду, на чем создатели делали особенный акцент.
Первая станция Witkar была открыта в центре Амстердама в 1974 году министром транспорта Иреной Форринк и членами городского совета. Работа проекта началась с трехмесячного тестового периода, во время которого власти разрешили использовать только одну станцию.

Как работал
Арендовать автомобиль можно было на станциях в центре города. В конце поездки машину нужно было вернуть на станцию.
Чтобы воспользоваться автомобилем, нужно было стать членом сообщества. Каждый участник получал закодированный магнитный ключ для доступа к системе. Пункт назначения выбирался на дисковом номеронабирателе на станции, затем компьютер проверял, бесплатна ли парковка в выбранном пункте, и выдавал световой сигнал, после чего можно было начинать поездку.
Тарификация у Witkar строилась на пробеге — 1 гульден за каждые 5 километров. Деньги за аренду автоматически списывались с банковских счетов пользователей.
Поначалу автомобили Witkar постоянно конвоировались полицией: городские власти с опаской и недоверием относились к новинке, полагая, что она может быть опасной. Но за всю историю функционирования Witkar не произошло ни одной аварии, в том числе, потому, что автомобили были медленными: они разгонялись лишь до 30 км/ч. Луд Шиммельпеннинк характеризовал проект как безопасную и чистую городскую систему.

Почему ничего не вышло
Создателей проекта планировали расшириться до 15 станций и 100 автомобилей. Экологичность и компактность машин могла бы стать залогом идеального транспортного решения для перенаселенного города. Число членов сообщества доросло до 4 500 человек. Но проекту не хватало зарядных станций. Несмотря на рост популярности, городской совет по-прежнему был против каршеринга, и Witkar разрешили сделать всего 5 станций. А в 1986 году проект закрыли.
Шиммельпеннинк до сих пор расстраивается, что проект пришлось остановить. Он уверен, что неудача никак не связана с идеей — идея, по его мнению, была выдающейся.
Что сейчас

Witkar возродили, но сегодня это каршеринг со smart forfour. Шиммельпеннинк хотел бы, чтобы Witkar опять был электрическим, но смирился с тем, что в нынешних реалиях это слишком дорого и сложно. Поэтому он разрешил использовать бренд Wikar новому голландскому проекту.
Современный Witkar — классический каршеринг со стандартной схемой использования через приложение и без необходимости оставлять автомобили на конкретных точках. Каршеринг работает в 22 городах и общинах Нидерландов и использует посекундную тарификацию. Секунда поездки стоит 0,005 евро, сутки — 54 евро. При регистрации пользователь платит единовременный взнос в размере 25 евро. Кроме того, для аренды автомобиля необходимо внести депозит минимальным размером 100 евро который вернется после оплаты счета за поездку. Пользоваться сервисом могут совершеннолетние (18+) лица, стаж не требуется.
История каршеринга и беспилотников — в наших текстах: