В первом блоке дискуссии обсуждались технологии для личного, общественного и специализированного транспорта и перспективы интеграции беспилотников в городскую среду. В ней приняли участие операционный директор Aeroxo Владимир Спинко, генеральный директор Avrora Robotics Виталий Савельев и коммерческий директор VisionLabs Илья Романов, модератором стал ведущий консультант MIC | Mobility In Chain Илья Петушков.
Главные тезисы:
- Беспилотники позволят сохранить личное время: в дороге можно будет заниматься чем угодно. Кроме того, они позволят убрать людей оттуда, где работать утомительно и опасно.
- Массовое распространение беспилотников произойдет не раньше, чем через 7-10 лет, так как существующая статистическая база пока совсем недостаточна. При этом технологических стопоров для обкатки и тестов уже нет, но остается финансовый вопрос — пока что беспилотники слишком дороги.
- Для развития общего автомобильного рынка была бы полезна полная унификация беспилотников и регуляторных норм, однако некоторая персонализация отдельных рынков, скорее всего, сохранится — так, страны с правосторонним движением вряд ли перейдут на левостороннее, соответственно, нормы для них будут отличаться в соответствии с этой особенностью.
- С технической точки зрения было бы проще, если бы беспилотники запускались в закрытом пространстве, где сразу не будет никакого транспорта под управлением человека, но это возможно только для рельсового транспорта, как, например, в случае с метро в Копенгагене. Когда возникает свобода принятия решения — ситуация совсем иная. Когда беспилотник едет среди 5 авто, управляемых людьми — человеческий фактор слишком высок. В системе где взаимодействуют компьютеры и люди, люди — самое слабое звено. Однако в реальном мире разом освободить город от управляемых людьми транспортных средств и пересадить всех на беспилотники невозможно, поэтому процесс будет плавным.
- Толчком к массовому переходу на беспилотники станет момент, когда коммерческие перевозчики смогут извлечь из них выгоду.
- Беспилотники — огромное подспорье в области ЖКХ и сельского хозяйства. По сути, на сегодняшний день в сельском хозяйстве мы используем все то же, что и 60 лет назад. Однако при использовании IT-решений беспилотники в этой сфере могут произвести революцию. В прошлом году в Рязанской области запустили тестовый полигон на 50 Га с роботизированной сельскохозяйственной техникой. Когда все отладится, получится ввести в оборот удаленные и заброшенные земли, потенциал для страны в этой области очень велик.
- Прямо сейчас идет работа над многими проектами в области спецтранспорта. Уже тестируется ряд решений — по уборке снега и листвы на территории заводов, парков, аэропортов.
- Сейчас беспилотники вовсю используются в космосе и на железных дорогах. Следующими отраслями применения станут пассажирские грузоперевозки (поскольку задача автоматизации транспорта, который перевозит большое количество людей по определенному маршруту гораздо легче автоматизации личного транспорта), карьерная добыча ископаемых и авиация.
- Что касается потери рабочих мест людьми при роботизации производства, это не должно стать большой проблемой. Вероятнее всего, будут запущены государственные программы по переучиванию людей, чьи специальности перестанут быть востребованными. Кроме того, любой робототехнический комплекс — это лишь инструмент в руках человека, и он тоже требует обслуживания.
Второй блок был посвящен вопросам оптимизации движения в городе. На нем выступили представитель сервиса BlaBlaCar Сергей Авакян-Ржевский, руководитель компании Urbica Андрей Кармацкий и сооснователь компании GroozGo Анна Качурец. Модератором дискуссии выступил Эдуард Хайман, директор по дизайну, партнер Habidatum.
Главные тезисы:
- Парадигма доверия сменилась, и это произвело революцию в развитии мобильных сервисов. До конца прошлого века доверие между людьми формировалось при наличии одного из трех факторов: непосредственное близкое знакомство; некоторое время, проведенное вместе; человек-посредник, которому доверяют оба человека из пары, между которой устанавливается доверие. А теперь люди могут сесть в чужой автомобиль с абсолютно незнакомым человеком за рулем просто на основании отзывов в сервисе.
- Бум кикшеринга — это ответ на новые потребности пользователей. Будущее городской мобильности в создании и использовании шеринговых систем муниципального транспорта. Задача в том, чтобы использовать существующую инфраструктуру, предоставить качественный сервис и сделать так, чтобы он был не дорогим.
- В скором времени в крупных городах личный транспорт исчезнет, а вместо него будет общественный и шеринг. Иметь свое авто в городе будет просто дорого и невыгодно. А личные автомобили останутся необходимостью для тех, кто часто совершает междугородние поездки и для тех, кто живет далеко от крупных городов.
- Каршеринг и райдшеринг, вероятно, сольются воедино. Сейчас райдшеринг работает только на средних и дальних дистанциях, потому что для перемещения по городу человек скорее выбирает такси, поскольку он заинтересован во времени поездки. Под дальние дистанции согласовать время с водителем оказывается проще. Но в дальнейшем люди вполне могут оценить преимущества объединения двух моделей и, например, прилетая в аэропорт, человек сможет взять каршеринговый автомобиль и нескольких попутчиков, за чей счет расплатится с каршерингом.
- Запросы людей будут расти с улучшением сервисов. Если сейчас мы радуемся, когда такси приезжает за пару минут, то в будущем это будет неудовлетворительным уровнем сервиса, людям будет нужно, чтобы машина ждала их уже в тот момент, когда они только подумают о поездке.