Возможно, вы уже купили свой последний автомобиль. Вот почему
Джастин Роулэтт написал интересный и подробный разбор настоящего и будущего беспилотников и электромобилей для BBC News. Мы приводим полный перевод его статьи.
Джастин Роулэтт написал интересный и подробный разбор настоящего и будущего беспилотников и электромобилей для BBC News. Мы приводим полный перевод его статьи.
Скорее всего, заголовок вызвал у вас недоверие, но давайте разбираться.
Все большее число технических аналитиков предсказывают, что менее, чем через 20 лет люди прекратят владеть автомобилями. А еще, и это более важно, двигатели внутреннего сгорания отправятся в мусорку истории.
Да, это серьезное заявление, и вы можете отнестись к нему скептично, но главный аргумент этой точки зрения — то, что уникальная конвергенция новых технологий готова произвести революцию в личном транспорте, — убедительнее, чем вы думаете.
Центральная идея проста: беспилотные электромобили, организованные в сеть наподобие Uber, будут способны создать настолько дешевое транспортное предложение, что вы очень скоро — предположительно всего за декаду — решите, что вам больше не нужна своя машина.
И если вы думаете, что такие временные рамки чересчур оптимистичны, то вспомните, как быстро машины заменили лошадей.
Взгляните на фото 5-й Авеню в Нью-Йорке в 1900 году. Сможете увидеть машину?
А теперь посмотрите на фото этого же места в 1913. Ага, на этот раз попробуйте найти лошадь.
В 1908 году первый автомобиль Ford Model T вышел с конвейера; к 1930 эпоха лошадей была завершена во всех смыслах — и все благодаря разрушительной силе техноинновации, а именно, двигателю внутреннего сгорания.
И как же дальше развернется эта транспортная революция?
Во-первых, стоит отметить, как Uber и остальные сетевые компании такси УЖЕ поменяли наши способы перемещения. В большинстве крупных городов водителя Uber (или аналогичной компании) всегда можно найти в паре минут пути, а стоит он дешевле, чем стандартные такси, допустим, £10.
Экспоненциальный рост компании — свидетельство того, насколько мощна бизнес-модель Uber.
А теперь давайте уберем из нее водителя. Очевидно, затраты снизятся как минимум на 50%. Посему если мы попытаемся разобраться, когда транспортная революция начнется всерьез, ключевой датой станет день, когда беспилотные технологии станут доступны и, что крайне важно, будут иметь под собой нормативную базу.
И это запросто может случиться скорее, чем вы думаете. Великобритания заявила, что надеется легализовать первые полностью беспилотные автомобили уже в 2021 году.
И, по словам энтузиастов беспилотных технологий, достаточно будет тестов в одном городе, чтобы доказать безопасность и эффективность технологий, а весь остальной мир поспешит подхватить новинку.
А беспилотные автомобили превратят нашу десятифунтовую поездку в пятифунтовую.
А теперь представьте, что такси, которые сейчас в большинстве своем ездят на бензине, заменят электромобилями.
Сейчас электромобили дороже, чем аналогичные модели с ДВС, но при этом требуют меньше затрат во время эксплуатации.
Во-первых, они надежнее. Конструкция типичного электромобиля предполагает наличие около 20 движущихся частей, в то время как в автомобилях с ДВС их около 2000. В результате электромобили живут гораздо дольше. Большинство производителей электромобилей ожидают, что их машины смогут преодолеть как минимум 500 тысяч миль (≈804,6 тысяч км).
Однако эти факторы не слишком значительны для покупателей — средний водитель в Англии проезжает не более 10 тысяч миль в год, а 95% времени владения автомобилем он стоит припаркованным. Тем не менее, если вы используете автомобиль часто или постоянно, как в случае с беспилотным такси, это играет огромную роль.
А если вспомнить, что перезарядка батарей значительно дешевле перезаправки топливом, выйдет еще одно значительное различие в цене.
Стоит отметить также, что цена на электромобили, скорее всего, продолжит падать, и падать быстро. По мере становления их мейнстримом рост продаж приведет к снижению издержек. Такова логика завода Gigafactory Tesla стоимостью $5 млрд.
И каким образом это отразится на нашей условной поездке ценой £10?
Это вновь значительно снизит цену. Сеть полностью автономных электрических такси будет способна предложить поездки ценой в 10% от текущей стоимости.
Во всяком случае, так считает Тони Себа, экономист из Стэнфорда, аналитик и основатель аналитического центра RethinkX. В нем Себа со своей командой проделал больше работы по анализу изменений, которые принесет эта революция в рынок личного транспорта, чем кто-либо другой.
Итак, мы уже отрезали от нашей 10-фунтовой поездки 9 фунтов.
Мистер Себа называет идею сети роботакси «транспорт как услуга» («transport as a service») и оценивает экономию среднего американца от пользования услугой в $6,000 в год. Это эквивалентно 10% повышению зарплаты.
И не забывайте, когда революция грянет, вы не будете за рулем и сможете отдохнуть или поработать в дороге — еще одно серьезное преимущество.
Все еще считаете, что вам нужна машина, припаркованная у подъезда?
Дальше — больше. Как только новая модель станет широко распространенной, преимущества, вероятнее всего, продолжат расти. Чем больше автомобилей присоединятся к сети, тем лучший сервис будет предложен потребителям; чем больше миль сможет преодолеть каждая машина, тем эффективнее и безопаснее они станут; чем больше электромобилей будет производиться, тем дешевле будет единица продукции.
И не переживайте, что сельская местность останется за бортом революции. Автомобиль, только и ждущий вашего заказа, можно будет припарковать в каждой деревне.
И боязнь разрядиться посреди пути тоже перестанет быть проблемой. Если батарея вот-вот разрядится, сеть пошлет вам навстречу полностью заряженный автомобиль, чтобы вы могли продолжить путешествие.
Вероятно, вы видели заголовки про аварии с беспилотниками, но правда в том, что беспилотники будут гораздо безопаснее машин, управляемых людьми — они просто не получат разрешение от регулирующих органов в обратном случае. По сути это станет десятками (а возможно, и сотнями) тысяч жизней, спасенных при резком снижении уровня аварий.
А это в свою очередь снова удешевит затраты на парк роботакси. Цена страховки снизится, в то время как те из нас, кто будет настаивать на вождении собственного авто, будут платить больше.
По мнению визионеров, это случится незадолго до того, как весь рынок полностью отойдет от собственных автомобилей и старого доброго ДВС.
RethinkX, например, рассчитывает, что в течение 10 лет, за которые беспилотники получат законодательные разрешения, 95% пассажиромиль достанутся именно беспилотникам.
Логичным следующим шагом станет полный запрет на вождение автомобилей людьми, потому что они будут создавать риски для других участников дорожного движения.
Задумайтесь на минутку о том, какой всесторонний эффект будет иметь революция, помимо того, что мы просто изменим способ прибытия на нужное место. Будут и недостатки: как минимум, миллионы работников автомобильной индустрии и водителей такси будут вынуждены искать новую работу.
Но подумайте о сотнях миллиардов долларов, которые сохранят потребители, и которые можно будет пустить на любые другие цели.
А количество автомобилей тем временем сократится. По оценкам Rethink X, в течение десяти лет на американских дорогах останется всего около 45 миллионов авто вместо текущих 450 миллионов. Это освободит огромные пространства в городах и весях.
И пожалуйста, обратите внимание: мы даже не коснулись темы экологических преимуществ перехода на электромобили. Логика транспортного переворота продиктована не новыми законами об экологии или глобальным потеплением, а самым мощным стимулом в любой экономике — огромными деньгами.
Однако нет никаких сомнений в том, что тотальный отказ от ископаемого топлива замедлит изменение климата и значительно сократит загрязнение воздуха.
Короче, дорогу революции!