Что случилось?
12 ноября машины Изирайда перестали отображаться в собственном приложении каршеринга и в приложении Юдрайва, с которым Изирайд сотрудничал.
На следующий день мы узнали, что компания задолжала автодилеру Major и другим партнерам больше 30 миллионов рублей, уволила сотрудников и прекратила работу. Эту информацию нам подтвердили в двух источниках.
Изирайд не прокомментировал информацию и ничего не опубликовал по этому поводу на своем официальном сайте и в соцсетях. Тем не менее, машины каршеринга нельзя арендовать уже больше пяти дней. Время для некролога.
Я удивляюсь, почему только сейчас начали умирать. По моим прогнозам, это должно было начаться намного раньше или рисовали отчётность.
— Лукьянов Евгений А. (@ELukyanov) 13 ноября 2018 г.
Печалька. Не успел использовать 300₽ бонусных https://t.co/7KzBdp2qYY
— Mas73r (@Mas73r) 13 ноября 2018 г.
Новость про первую смерть в московском каршеринге разлетелась по крупным СМИ и соцсетям. Кажется, в России каршеринги уже умирали – примерно в 2014 году в Питере существовал каршеринг StreetCar, но в истории он остался только в виде слухов и легенд. А вот падение Изирайда происходило у нас на глазах.
Мы собрали пост с реакциями пользователей на закрытие компании. Там – про каптюры, бонусы и критику оператора. Почитайте.
А в этом материале – расскажу, каким Изирайд войдет в историю каршеринга.
Хронология смерти
Изирайд появился чуть больше года назад – официальную церемонию открытия провели 14 сентября 2017 года. Она была пафосной и проходила на Новом Арбате. Там раздавали зонты с логотипом нового каршеринга, а с торжественными речами выступал представитель московского департамента транспорта и брат Сильвио Берлускони (Паоло Берлускони – один из основателей Изирайда).
Мы ходили на это мероприятие – вот репортаж оттуда.
Изирайд стал седьмым московским каршерингом и первым оператором, в автопарке которого были кроссоверы (Renault Kaptur). Потом они появятся и у Делимобиля, и у Яндекс.Драйва.
На старте планы Изирайда были грандиозными – запустившись со 120 автомобилями, компания планировала до конца года увеличить автопарк до 500 машин, а за 2018 год – до 1 500. Еще рассказывали про планы на расширение географии и выход в Питер.
На 22 октября 2018 года у компании было 200 авто.
Запуск Изирайда сразу стал мемом. Помимо пафосного старта каршеринг высмеяли за неадекватно высокие тарифы: 12 рублей за минуту аренды и 6 рублей – за минуту ожидания.
Отдельных шуток заслужил сайт EasyRide.ru, который изначально был размещен в открытый доступ в виде jpeg-изображения.
Уже в сентябре каршеринг начал исправляться: снизил режим ожидания до трех рублей (стоимость аренды так и осталась на 12 рублях, ее снизили только в феврале 2018-го), расширил зону завершения аренды до МКАДа (на старте было только ТТК). Даже сайт привели в порядок.
Дальше в истории Изирайда была пара важных событий. 12 февраля 2018 года стоимость аренды снизили до 9 рублей. В марте компания вошла в партнерскую программу Юдрайва: каптюры Изирайда появились еще в одном приложении.
В конце марта Юдрайв добавил в свое приложение 99 новых каптюров Изирайда.
Изирайд в рейтингах
Мы на Трушеринге проводили в этом году два больших голосования, в которых вместе с читателями выбирали лучший каршеринг России (а заодно составляли рейтинг всех российских операторов).
Первое голосование проходило в марте – победила BelkaCar, а Изирайд не вошел в десятку лучших. В нашем телеграм-канале за него проголосовало меньше 1 процента подписчиков.
Мы проводили голосование еще и вконтакте, но сколько человек выбрали Изирайд там – непонятно, под этот вариант ответа уже после подведения итогов кто-то нагнал ботов.
В середине лета мы снова выбирали лучший каршеринг России – там победил Яндекс.Драйв, а Изирайд занял 14 место, обошел Кар5 и Карлион, но проиграл Car4You, Рентми и Тимкару.
Последние месяцы жизни компании были грустными. Заметно, что Изирайд пытался поменять условия в более приятную для клиентов сторону: увеличили пробег в суточном тарифе (с 70 до 100 км), снизили тарифы (до 7 рублей за аренду и 2 за ожидание).
Но на фоне утренней цены Делимобиля по 3 рубля и динамических цен Яндекса эти изменения выглядели слишком слабо.
Почему это важно?
Казалось бы, потеря 200 автомобилей на самом быстрорастущем рынке каршеринга в мире – это ерунда, которая легко отобьется очередным увеличением автопарка у крупного оператора типа Белки, Делимобиля или Яндекса.
Все равно каптюры Изирайда стоили дорого, были неудобными и заслуженно проиграли конкуренцию. Плохая бизнес-стратегия, слабый маркетинг и SMM, отсутствие большой и лояльной клиентской базы – руководство Изирайда сделало много глупых ошибок, за которые и поплатилось долгами в 30 миллионов рублей. Не зря же подписчики нашего телеграм-канала пророчески хоронили Изирайд еще в декабре 2017 года. Его провал был очевиден.
Но важно не это. Смерть Изирайда – действительно историческое событие. Последние полгода мы наблюдаем за тем, как Яндекс.Драйв наращивает влияние, переигрывая всех и по автопарку, и по хитрым тарифам, и по маркетингу. Угнаться за корпорацией пока может только «Делимобиль-Энитайм» с деньгами Микрокапитала.
Большие компании держатся, пытаются поменять стратегию или заполнить пустые ниши. А вот про маленькие каршеринги, которые открывались друг за другом в конце прошлого года, мы слышим все реже. Как там дела у Карусели, Лифкара, Каренды, Карлиона, Car4You, Кар5 и Рентми? Непонятно. Кажется, не очень.
Смерть Изирайда – начало новой эпохи. Кто следующий?