Мэри Барра управляет General Motors почти пять лет, за это время она вложила миллиарды долларов, чтобы подготовить компанию к пост-бензиновому будущему с робо-такси.
За ближайшие пять лет GM выпустит 20 новых моделей электротранспорта на общей дешевой платформе, но при этом с улучшенными батареями. Производством займется компания Cruise Automation, ответственная за технологии беспилотников внутри GM. Сейчас основной конкурент Cruise Automation — Waymo (ранее принадлежал Google, а теперь — Alphabet). Кроме того, General Motors развивает p2p-каршеринг на базе Maven.
При этом акции General Motors в 2018 году упали на 26%. Это четко показывает, что крупнейший американский автопроизводитель по-прежнему зависит от традиционных пикапов и внедорожников. Из 2,2 миллионов автомобилей GM, проданных в США в этом году, легкие грузовики и кроссоверы составили 80%.
Эти грузовики делают большие деньги. Под руководством Барры GM с начала 2014 года до конца первого полугодия 2018 увеличила совокупную прибыль до 21,5 миллиарда долларов, что и позволило компании вносить огромные инвестиции в электрификацию и беспилотные технологии. Сейчас GM делает ставку на новые пикапы Silverado и Sierra, чтобы сохранить высокий уровень продаж в четвертом квартале.
Forbes пообщался с Мэри Баррой, чтобы лучше понять суть преобразования, которое она проводит.
GM отчитался о большой прибыли и инвестировал во многие развивающиеся компании. Но главным автопроизводителем будущего все равно называют Tesla. Почему не получается поменять это отношение?
— У нас другой фон. Мы прошли реструктуризацию, но у нас все еще полно работы по укреплению основного бизнеса. И мы эту работу делаем, в том числе, разумно инвестируя в технологии будущего. Я думаю, мы получим должное уважение, если будет делать то, что обещаем.
Электрификация — часть вашей стратегии «zero crashes, zero emissions and zero congestion» («нулевые аварии, нулевые выбросы и нулевая перегруженность»). Выпустив электромобиль EV1, GM стал пионером электромобилей, но в начале нулевых компания отказалась от этого рынка, уступив дорогу Tesla.
В прошлом году вы обыграли Tesla с Bolt EV (запас хода 240 миль, цена — 35 тысяч долларов), но как вы собираетесь лидировать на рынке электромобилей в будущем?
— Компания General Motors никогда не прекращала работ по электрификации. На рынке аккумуляторов сейчас происходит невероятное развитие в связи с погоней за снижением затрат и повышением мощностей.
Мы идем сразу несколькими параллельными путями, потому что верим в полностью электрическое будущее. И с аккумуляторной платформой нового поколения, мы будем выпускать прибыльные, желанные и доступные транспортные средства.
Как вы зарабатываете деньги на электротранспорте при том, что аккумуляторы и технологии стоят очень дорого? Здесь в дело вступает Китай?
— Нормативная среда Китая конечно подталкивает индустрию к новым транспортным средствам.
Мы — второй крупнейший автопроизводитель в Китае. Это дает нам огромные масштабы, которые мы сможем использовать на других рынках
Это одна из причин, по которым мы верим, что будем прибыльными с нашими технологиями следующего поколения.
Как GM решает проблему инфраструктуры для электромобилей, чтобы привлечь большее число покупателей к новым моделям? Вам нужна ваша собственная сеть электрозаправок, как у Tesla?
— Говоря с клиентами, мы видим, что нам удается решить проблему страха перед малым запасом хода, но теперь она превращается в проблему страха перед зарядкой. Если электромобиль — не единственное ваше авто, это одно. Но если у вас есть только электромобиль, то вопрос инфраструктуры становится очень острым. По нашей оценке, возможностей для зарядки уже сейчас больше, чем думают покупатели, но работы еще много.
Если понадобится, мы развернем капитал. Я больше задумываюсь об этом не с материальной стороны, а с позиции помощи покупателям. Нужно знать технологию, устранять болевые точки, которые препятствуют широкому распространению. Мы сейчас также работаем над технологией быстрой зарядки — такой, которая не скажется на жизненном цикле аккумулятора.
Можете ли вы рассчитывать, что грузовики будут приносить вам прибыль до тех пор, пока транспорт будущего не станет настоящим бизнесом?
— Полноразмерные грузовики, вероятно, позже всего замененятся автономными транспортными средствами. Рынок грузовиков работает на независимых подрядчиков, строителей, сантехников и бизнесменов. Мы только что выпустили грузовик следующего поколения — он больше, но легче, у него экономичнее расход. В основном бизнесе каждый из продуктов GM должен стать лучше, пока мы занимаемся чехардой с другими технологиями — беспилотниками, каршерингом.
Сейчас наблюдается новая волна пессимизма по отношению к беспилотникам. Вы уверены, что GM сможет запустить робо-такси с Cruise в 2019?
— Год назад наоборот была эйфория, и казалось, что любой стартап может работать над этими технологиями. Мы с самого начала знали, что это сложно. Но у нас есть четко определенные критерии безопасности, которые, по нашему мнению, позволят нам продемонстрировать регулирующим органам, что беспилотник действительно безопаснее, чем автомобиль, управляемый человеком.
Как бы вы сами оценили свою работу?
— Одна из вещей, которые я говорю внутри компании все время: «не путайте прогресс с победой». Мы понимаем, что существуем в условиях ожесточенной конкуренции как от зарекомендовавших себя участников рынка, так и от новых игроков. Это создает некоторую паранойю.
Я не могу оценивать свою работу, потому что она еще не завершена, и не думаю, что завершится в ближайшее время — даже когда мы полностью перейдем на беспилотный транспорт. У нас все еще есть масса разных возможностей того, как мы реализуем свои идеи в десятках разных стран и городов.