Как вы начали пользоваться каршерингом?
До переезда в Польшу я жил в Москве, поэтому мое первое знакомство с каршерингом состоялось в России. Я зарегистрировался в Делимобиле в мае 2016 года. Через несколько месяцев стал пользоваться Car5, Anytime, YouDrive.
Хоть я и переехал в Польшу, стараюсь регистрироваться во всех новых московских сервисах, так как иногда прилетаю в Москву и каршеринг — отличная альтернатива такси и общественному транспорту для поездок в и из аэропорта, а также для коротких поездок по городу.
Единственная проблема, с которой я столкнулся из-за переезда — это то, что некоторые московские операторы отказались регистрировать меня с иностранным водительским удостоверением после того, как мне пришлось заменить права на польские. Яндекс.Драйв и Lifcar напрочь отказали в регистрации. Все остальные пошли навстречу.
Расскажите о каршеринге в Польше. Насколько активно он развивается?
Когда я переехал в августе 2016 года, каршеринга в Польше фактически не существовало. Был один локальный оператор GoGet, который, с моей точки зрения, нельзя назвать каршерингом. Это, скорее, краткосрочная аренда по предварительным заявкам. Поэтому после московского опыта я был немного расстроен отсутствием подобных сервисов в Варшаве.
Но уже через несколько месяцев операторы стали появляться, как грибы после дождя (по польским меркам). Некоторые игроки старались охватить несколько крупных городов, кто-то фокусировался на конкретном городе. Сейчас в Польше шесть каршерингов. Из них по-настоящему федеральный только один — Traficar. Остальные пять доступны в одном или двух городах. В Варшаве три каршеринговых сервиса — Traficar, Panek и 4Mobility. Во всех трех я зарегистрирован.
Каршеринг здесь развивается не так активно, как в России. За последний год появились несколько новых операторов. При этом я не наблюдаю крупных рекламных кампаний ни в сети, ни в масс-медиа. А во время публичных выступлений и интервью, все компании сетуют на убыточность или неприбыльность сервиса. Мне это кажется удивительным, учитывая высокие расценки для пользователей и низкие лизинговые ставки для самих операторов. Добавив немного маркетинга и снизив тарифы, они могут получить взрывной рост клиентской базы и в разы повысить загруженность своего автопарка.
В среднем у жителей Варшавы более низкие доходы, чем у москвичей, поэтому здесь очень популярен велосипед. В противовес каршерингу, велошеринг здесь очень развит: по всему городу расположены 368 станций с 5320 велосипедами.
Власти как-то поддерживаю каршеринг, предоставляют льготы?
В целом, у всех каршерингов есть возможность бесплатно пользоваться городскими паркингами. Настоящий городской проект каршеринга я наблюдал только в Вроцлаве, где работает сервис Vozilla. Его автопарк полностью состоит из электромобилей Nissan Leaf. У остальных операторов получили популярность гибридные автомобили. Чаще всего встречается Toyota Yaris Hybrid.
В Польше каршеринг — более выгодное средство передвижения, чем такси и личное авто?
В сравнении с классическим такси каршеринг — неплохая альтернатива. Однако, если сравнивать с Uber, все уже не так очевидно. В Польше используется непривычная для россиян тарифная схема. Хотя все операторы и заявляют, что они предоставляют «поминутную аренду и вы ничего не платите за топливо», фактически это не совсем так.
Так, тариф большинства операторов в Польше состоит из двух компонентов – плата за минуту аренды (от ~ 9 руб/мин) и плата за каждый километр пути (от ~ 11,7 руб/км). И плата за километраж является, очевидно, ни чем иным, как скрытой оплатой топлива. Исключение – вроцлавский оператор Vozilla.
Почему получила распространение именно такая схема? Все просто: операторы при обосновании своих тарифов ссылаются на тарифную сетку Uber, тарифы которого в Польше тоже состоят из двух компонентов – ставки за минуту и за километр. Можно говорить о существовании определенного картельного сговора, так как почти все операторы используют одинаковые ставки, декларируя, что они аж на 20% ниже ставок Uber. Но они забывают, что Uber будет подан к подъезду, и машину не нужно искать. А также то, что на нем можно подъехать к любой точке и «бросить» машину, не заботясь о парковке.
Лично для меня экономия в 20% от тарифа Uber не компенсирует дополнительных неудобств. Поэтому я использую каршеринг в Варшаве исключительно для поездок из аэропорта не в час пик, а также во время специальных акций, когда операторы раздают купоны на бесплатные поездки.
Какие правила действуют в польских каршерингах? Чем они отличаются от российских?
В общем ограничений по стажу нет. Зарегистрироваться может любой водитель с правами категории В. Также большинство операторов готовы регистрировать иностранцев, но им иногда приходится приезжать для этого в офис. Городские парковки бесплатные, заправляет машины или сама компания, или клиент с помощью топливной карты.
Что касается аэропортов, в Варшаве только каршеринг Panek заключил соглашение, по которому ему предоставляется часть выделенных парковок в столичном аэропорту. У Traficar есть партнерское соглашение с сетью АЗС Orlen, одна из которых находится рядом с аэропортом Варшавы.
Интересно, как осуществляется контроль за сохранностью документов. У всех трех варшавских каршерингов в бардачках машин установлены специальные электронные держатели, куда должны быть вставлены документы на машину и ключ-карта. Если документ вынуть, то закрыть автомобиль и завершить аренду не удастся.
Как и у российских операторов, автомобиль может быть бесплатно забронирован на 15-20 минут, но по окончании этого времени бронь снимается, машина освобождается. То есть не происходит автоматического перевода машины в режим ожидания. Некоторые сервисы предлагают единоразово продлить ожидание еще на 5 минут.
Многие операторы автоматически переводят тариф в режим ожидания (от ~ 1,8 руб/мин), если просто выключить зажигание, даже не закрыв автомобиль. Можно припарковаться, выключить двигатель и пойти в магазин, не заботясь о переключении режимов через приложение.
У меня пока не было опыта общения со службами поддержки. Приложения разные, я бы оценил их в целом на четверочку – свою функцию выполняют, хотя дизайн иногда оставляет желать лучшего. Некоторые приложения поддерживают режим радара, можно настромть оповещение о появлении свободной машины в определенной зоне.
Какие главные проблемы польского каршеринга?
Основная проблема – это, как я уже сказал, высокие тарифы, которые существенно выше московских, особенно с учетом разницы в доходах населения. Как следствие – слабый рост пользовательской базы и нежелание операторов вкладываться в агрессивную рекламу и рост.
Также, мне кажется, что выбранная стратегия сравнения с Uber – ущербная, а тариф сложен для понимания. Сложно оценить примерную стоимость поездки, особенно не представляя, сколько километров занимает дорога. Я бы упростил тарифную сетку и ввел единый поминутный тариф, который бы уже включал в себя топливный сбор и убрал ставку за пробег. С точки зрения конечного пользователя, это существенное упрощение.
Если вы живете не в России, пользуетесь иностранным каршерингом и хотите об этом рассказать, пишите нам на почту a.begiashvili@truesharing.ru.