Что произошло
Фотограф Антон Белицкий — активный пользователь каршеринга. Он часто писал о нем в соцсетях и призывал своих подписчиков перейти на краткосрочную аренду автомобилей. В частности, он рассказывал о Делимобиле и выкладывал свой промо-код, который давал его друзьям 400 бонусных рублей при регистрации. Ему, соответственно, за каждого пришедшего пользователя тоже начислялись баллы.
По промо-коду Антона успело зарегистрироваться много людей. И у него накопилось 10 000 бонусных рублей. 27 августа Белицкий обнаружил, что Делимобиль списал все деньги, сославшись на статью из договора о коммерческом использовании промо-кодов. Когда бонусный счет снова пополнился на 1500 рублей, их тоже списали.
«Делимобиль решил продолжить со мной воевать. Точнее с моим бонусным счетом. Им мало было списать почти 10 000 рублей со счета, сославшись на статью из договора о коммерческом использовании промо-кодов (wtf??). Через 5 дней (именно столько понадобилось им для ответа на мои вопросы) они просто еще раз процитировали этот пункт договора в письме и подчеркнули, что бонусные баллы возврату не подлежат.
Но и этого им показалось мало - они еще раз обнулили счет, который успел пополниться аж на 1500 рублей. Видимо, они думают, что таким образом я перестану раздавать своим друзьям и подписчикам блога промо-код, чтобы кататься на их машинах бесплатно, а понесу им деньги»
В комментарии к этому посту пришел Вячеслав Салев, известный как человек, близкий к руководству каршеринга. Кстати, в его профиле в фейсбуке указана должность «советник президента Делимобиля». Он удалил свои комментарии, но остались скриншоты.
Вскоре Антон сообщил, что Делимобиль заблокировал его аккаунт.
30 августа фотограф и блогер Илья Варламов опубликовал историю своего друга Белицкого. Он отметил, что это не первый подобный случай с Делимобилем.
«Московский каршеринг Делимобиль обязательно войдёт в учебники по рекламе и попадёт в раздел "Как не надо делать". С первого дня менеджеры Делимобиля портят себе репутацию бесконечными попытками на*бать клиентов. Такое впечатление, что у них там какое-то внутреннее соревнование – кто "разведёт очередного лоха"
[...]
Целых два года, пока блогеры размещали в своих постах промокоды и призывали народ пользоваться Делимобилем, их всё устраивало, хотя они всё это видели. А сегодня, когда Делимобиль уже набрал достаточно клиентов, у людей начали списывать бонусы, которые те заработали, привлекая в сервис своих друзей»
В Приложении №1 к договору с Делимобилем действительно есть пункт 7.8, который гласит: «Арендодатель вправе аннулировать бонусы с бонусного счета клиента в случае, если арендодателем будет установлено, что клиент злоупотребляет своими правами на получение бонусов либо на их использование, в т.ч., но не ограничиваясь: распространяет предоставленные ему пароли или коды среди неопределенного круга лиц; осуществляет возмездную передачу паролей и кодов».
Насчет коммерческого использования понятно, но кем ограничивается «неопределенный круг лиц»? Получается, устно передать друзьям промо-код можно, а выложить его для них на своей странице в соцсети — уже нет.
После публикации поста Варламова его аккаунт в Делимобиле тоже был заблокирован.
Промо-коды на Трушеринге
В посте Варламова звучит вопрос: «Интересно, по авторам Трушеринг уже прошлись? Там за публикацию в блоге автор может разместить свои промокоды под статьёй. Интересная модель, но получается, теперь всех авторов можно лишить бонусов».
На ТШ действительно есть раздел Блоги, в котором мы публикуем тест-драйвы, отзывы, истории, написанные нашими читателями. В конце этих блогов каршероводы оставляют свои промо-коды, которые дают скидку на регистрацию новым пользователям в сервисах, которыми пользуется автор статьи.
По словам наших блогеров, они пока не сталкивались с такой проблемой. Хотя недавно вся наша редакция лишилась возможности пользоваться Делимбилем. Создатель ТШ Юра Николаев написал об этом в телеграм-канале Каршеровод.
«Подтвержденных случаев списания бонусов у наших авторов нам не известно. Тем не менее, авторов текстов про Делимобиль мы предупреждаем о том, что функция блокировки аккаунтов в компании работает в ручном режиме и сосредоточена в руках одного человека — Славчега Салева (он же Вячеслав Михайлович), который блокирует пользователей бессистемно: по принципу личной лояльности и настроению.
[...]
Именно этот человек проводил “гражданское задержание” и именно он после наших материалов об этом разом заблокировал почти всю редакцию Трушеринга (включая меня) в середине июня. Все наши попытки поговорить с Вячеславом, связаться с руководством и выяснить причины показали, что руководство в курсе, но сделать ничего не может (а кто-то в компании и вовсе поддерживает такую политику)»
Реакция в медиа и соцсетях
Об этой ситуации написали многие СМИ. В том числе, «Эхо Москвы», vc.ru, TJournal, Inc. и Афиша Daily.
Помимо специализированных Каршеровода и Каршеринг Анлимитед (канал ведет журналист «Эха» Александр Плющев) на конфликт отреагировали телеграм-каналы Русский маркетинг (47,4 тыс подписчиков) и Беспощадный пиарщик (43 тыс подписчиков).
Блокировку Варламова и Белицкого обсуждали и в соцсетях. Многие беспокоятся, потому что среди каршероводов делиться промо-кодами — обычная практика.
Хотя есть и те, кто уверен, что Варламов «набрасывает».
Это не первый скандал
Были предположения, что такая стремительная блокировка Варламова в этот раз — месть ему за прошлый конфликт. В мае он выложил видео тест-драйва сервиса Делисамокат, на котором тот же самый Вячеслав Салев угрожал клиенту сервиса Максиму Овсянникову и произвел «гражданское задержание». Варламова он обвинил в том, что он устроил провокацию по заказу конкурента Делисамоката — YouDrive.lite.
Как вы думаете, справедливо ли было блокировать Варламова и Белицкого? И можно ли все-таки размещать промо-коды в соцсетях?