Каршеринг кажется многим новинкой. Сами технологии, обеспечивающие краткосрочную аренду в привычном сегодня виде, стали широко доступными не так давно. Но представление о ней как о новшестве XXI века скорее неверно. Каршеринг как успешный бизнес и востребованный вид транспорта действительно весьма молод. Однако попытки создать нечто подобное предпринимались уже давно.
Традиционный прокат автомобилей
Еще 100 лет назад люди смекнули, что на аренде автомобилей можно неплохо зарабатывать. А клиенты выстроились в очередь и подтвердили, что услуга и правда актуальна. Традиционные прокаты заработали в начале XX века. Одним из первых ее упоминаний считают объявление в газете Minneapolis Journal за 22 июля 1904 года, в котором говорится, что местный магазин велосипедов также предлагает автомобили в аренду.
В 1912 году Мартин Сикст создал Sixt Autofahrten und Selbstfahrer – первую в Европе компанию, занимающуюся прокатом машин. Фирма началась в Германии всего с тремя единицами в автопарке. Она работает до сих пор – уже просто как Sixt.
Первый подобный американский проект, ответственный за популярность прокатных контор в США, считается одним из самых важных и в мировом масштабе. Джо Сондерс и три его брата не особенно удачно занимались недвижимостью в Омахе, штат Небраска. Однажды их рабочая машина сломалась. Ремонта нужно было ждать несколько недель, так что они стали искать временное бюджетное решение. Джо одолжил у одного из работников автомобиль за 6 центов в милю. И задумался: а сколько людей бы захотели поступить так же по необходимости или просто ради развлечения?
В 1916 году братья Сондерсы начали сдавать в аренду единственный поддержанный автомобиль Ford Model T. Стоимость составляла 10 центов в милю. Можно было как садиться за руль самостоятельно, так и заказывать водителя. Спрос оказался фантастическим.
Братья тут же бросили недвижимость. Спустя год они имели в автопарке уже 18 машин и переименовались из Ford Livery Company в Saunders Drive-It-Yourself System. Компания располагалась в старой конюшне. Рядом с ней постоянно выстраивались очереди желающих проехаться на арендованной машине. Джо Сондерс, уговаривая отца поверить в новый бизнес и присоединиться к сыновьям, заявлял в письмах, что спрос на прокат автомобилей настолько велик, что для ведения дел даже не требуется выдающегося предпринимательского мастерства; просто достань сами машины – и клиенты сбегутся сами. Компания бодро приобретала новые автомобили и распространялась по разным городам и штатам.
Предприниматели быстро почуяли запах денег и набросились на это непаханое поле. Главным конкурентом Сондерса на ранних порах был Уолтер Л. Джейкобс. В 1918-м он запустил в Чикаго Rent-a-Car с 12 автомобилями Ford Model T. В 1923 году его компанию купил Джон Герц, породив таким образом одну из крупнейших современных американских сетей автопроката. Герц также считается первым бизнесменом, который осознал, что эта услуга была бы чрезвычайно востребована в аэропортах. Аэропорт Чикаго Мидуэй благодаря ему еще в 1932 году обзавелся ассортиментом машин для проката.
По-настоящему прокат в аэропортах начался в 1946 году, когда Уоррен Авис открыл неподалеку от Детройта Avis Airlines Rent A Car System. Он, в отличие от других предпринимателей, которых интересовали прежде всего центральные районы городов, уверенно развивал присутствие в аэропортах. Машин сначала было всего лишь три. Зато к 1953 году компания Ависа была второй среди подобных по величине в США. К тому времени организация уже работала в нескольких американских аэропортах и отбросила из названия «airlines», расширяя сферу деятельности.
Первый каршеринг
В Европе тем временем тоже появлялись и росли прокатные компании. Каршеринг зародился попозже. Прежде чем мы перейдем к нему, стоит заметить, что вехи его развития относительно условны и с современной точки зрения граница между обычным прокатом и каршерингом местами может показаться размытой. Дело в том, что, во-первых, не все сведения о запущенных проектах и принципах их работы могли быть задокументированы и дойти до наших дней, а во-вторых, протокаршерингам очень не хватало опыта и технологий, так что в наши дни их могли бы назвать и традиционным прокатом.
Даже сегодня на эту черту смотрят иногда по-разному: пример тому – ситуация с российской компанией Voron, которую одни считают каршерингом, а другие – нет. Во времена, когда каршеринг как явление только вставал на ноги, осторожно осматривался по сторонам и робкими шагами пытался идти вперед, это было еще сложнее.
Исследователи считают новатором Швейцарию. В 1948 году в Цюрихе появился кооператив Sefage (полное название – Selbstfahrergemeinschaft). Многие люди все еще не могли позволить себе купить автомобиль, и создатели проекта хотели сделать машины чуть более доступными. Для ранних каршерингов в принципе были свойственны социальные и экологические цели; коммерческие интересы приросли позднее.
Протокаршеринг Sefage сильно отличался от привычной в наши дни системы. Это был своеобразный клуб, состоящие в котором люди из одного района делили между собой стоимость автомобиля. Бронировать его надо было заранее по телефону, а ключи находились в сейфе на стоянке.
Сейчас такой формат каршеринга, когда люди, объединенные территорией, интересами или чем-то еще, совместно владеют автомобилем, называется «fractional carsharing», и это была одна из самых ранних форм каршеринга. Проект Sefage проработал до 1998-го.
Опередившие время
Начало было положено, но идея еще долго не давала существенных плодов. По всей Европе уже позже, в 70-80-х, всюду появлялись аналогичные эксперименты. Но большинство после нескольких лет существования терпели крах. Наиболее известные компании – Procotip (Франция, 1971-1973), Witkar (Нидерланды, 1974-1986), Green Cars (Великобритания, 1977-1984), Bilpoolen (Швеция, 1976-1979), Vivallabil (Швеция, 1983-1998), bilkooperativ (Швеция, 1985-1990). Все они не смогли продержаться на плаву из-за проблем с планированием, маркетингом и управлением деньгами. Масштаб проектов был слишком мал, и их не спонсировали местные правительства. В конце концов, амбиции компаний местами не соответствовали доступным на тот момент технологиям.
Как работали эти операторы каршеринга? Рассмотрим наиболее примечательные компании.
В августе 1971-го в центре Монпелье на 17 специальных парковках были расставлены 30 сине-белых автомобилей Simca 1000, выбранных из-за подходящей для города маневренности. Так запустился Procotip. Номерной ключ, при помощи которого можно было открыть все автомобили, пользователи получали по подписке. В машинах находились встроенные счетчики, которые принимали оплату жетонами. Стоимость поездок зависела от расстояния. Жетоны продавались в табачных магазинах по 10 франков. Этого хватало где-то на 16 км.
Хотя отклики о новом сервисе сперва и были достаточно теплыми, через два года Procotip закрылся из-за денежных проблем. Кроме того, компания столкнулась с неожиданной проблемой: некоторые каршероводы просто держали машины Procotip у себя в гараже, чтобы знать, что те будут поблизости, когда им понадобится куда-то ехать.
Witkar запускали те же люди, которые стояли у истоков европейского байкшеринга. Авторы этих проектов – участники нидерландского анархистского движения Provo, которое ставило своей целью работу с социальными проблемами и улучшение жизни в Амстердаме. В 60-х они придумали «белые велосипеды».
Правительство отказалось поддержать инициативу, но активисты все равно воплотили ее, хотя и в более скромном масштабе. Несколько покрашенных в белый цвет (в знак протеста против загрязнения воздуха и избыточности консьюмеризма) велосипедов были расставлены в городе без замков. Любому человеку предлагалось воспользоваться ими бесплатно и потом так же оставить где-то в городе.
Полиции это не понравилось: закон запрещал оставлять велосипеды незаблокированными. Участники Provo в ответ поставили замки и написали коды прямо на велосипедах. Идея все равно оказалась недолговечной – и из-за сопротивления полиции, и из-за воровства велосипедов. Но это был практически первый байкшеринг – и сейчас эта услуга процветает.
Когда власти в ответ на первый план заявили, что велосипеды – пережиток прошлого и будущее за автомобилями, активисты сказали: окей, мы сделаем то же самое с машинами. В итоге в Амстердаме появился каршеринг Witkar. Его целью было улучшение экологической обстановки и разгрузка города от личных автомобилей. Он запустился в марте 1974-го с 35 компактными двухместными электромобилями, созданными специально для проекта. Так они и назывались – «witkar» («белая машина»). Их максимальная скорость была всего 30 км/ч, на полном заряде батареи они одолевали 15 км.
Автомобили Witkar надо было забирать и возвращать на пяти станциях в центре города. Сначала пользователи должны были вступить в организацию, а затем их поездки оплачивались автоматически с банковских счетов. Цена – 1 гульден за 5 км. Все работало на компьютерной системе – примитивной, но опережающей время. Идея сначала вызывала много опасений. Автомобили на ночь убирали в церковь, чтобы их никто не угнал. А за каршероводами сзади на всякий случай ехала полиция.
Система работала, хоть и не без затруднений. Машины заряжались медленно. Станции были расположены так, что поток каршероводов всегда был практически односторонним, и на одних станциях вечно не хватало автомобилей, а другие стояли полные. Авторы проекта планировали расширить автопарк и количество станций, но этого так и не произошло. Из-за отсутствия финансовой поддержки со стороны государства и недостаточного расширения проекта Witkar свернули в 1986 году.
Эксперименты и плавный рост
В конце 80-х и начале 90-х началась волна более успешных проектов. Каршеринг медленно рос, становился популярным и систематизированным явлением. Фирмы появлялись в Германии, Норвегии, Швеции, США, Канаде и других странах.
В 1987 году в Швейцарии появились компании ATG Auto Teilet Genossenschaft и ShareCom. Обе начинались всего с одного автомобиля. В первой сначала состояли 8 человек, во второй – 17. ATG была чисто каршеринговой фирмой, а ShareCom предлагала делить и автомобили, и недвижимость, и инструменты, и другие вещи, пытаясь создать среди своих участников общинную систему. Через четыре года пользователи каждой из двух компаний получили доступ к услугам другой, а в 1997-м они объединились в Mobility Carsharing Switzerland.
В 1988 году в Берлине появился StattAuto («вместо автомобиля»), ставший первым каршерингом в Германии. Проект был частью университетского исследования. Его авторы стремились продемонстрировать, что каршеринг может стать перспективной альтернативой привычным видам транспорта.
В первое время StattAuto рос примерно на 50% в год, но затем прогресс замедлился. Причин было несколько. Многие берлинцы переехали в пригороды, что заставило их купить собственные машины. Другие поняли, что автомобиль им нужен не так уж часто и при таком расчете просто невыгодно каждый год платить членский взнос, на 1998 год составлявший 170 марок (или 100 долларов). А некоторые, напротив, пользовались StattAuto настолько много, что им было разумно задуматься о своем автомобиле. Люди выходили из компании, и она стала убыточной.
К концу 90-х Mobility Carsharing Switzerland и Stadtauto Drive (прежде StattAuto Berlin) исследователи называли старейшими и крупнейшими каршерингами. Первая компания продолжает работать, а вторую в 2004 году купила нидерландская организация Greenwheels.
В 1991 году была создана Европейская ассоциация каршеринга – зонтичная организация, в которую на 1997 год входило около 70 каршеринговых организаций из разных стран. И это была лишь доля всех европейских операторов. В 1999 году исследователи писали, что в 450 городах Швейцарии, Германии, Австрии и других европейских стран работали около 200 компаний, в которых состояли более 125 тыс. человек.
Тем временем в Америке
Опыт США в области каршеринга был более ограниченным, и развитие шло медленнее. Первыми двумя задокументированными инициативами считаются Mobility Enterprise и Short-Term Auto Rental (STAR).
Mobility Enterprise была экспериментом Университета Пёрдью (Уэст-Лафейетт, штат Индиана), продлившимся с 1983 по 1986 год. Принцип программы состоял в том, что участвующие в ней семьи арендовали небольшие автомобили для коротких поездок поблизости, а также имели совместный доступ к автопарку из более крупных седанов, грузовиков и т. д. Проект был признан успешным. Однако его не продолжили, поскольку это был лишь эксперимент. Для ранних каршерингов была характерна и такая форма – университетские исследования о транспорте и эксперименты, имеющие заранее определенную дату окончания.
Проект STAR, проработавший в Сан-Франциско с 1983 по 1985 год, провалился. Ошибкой создателей был фокус на жилом комплексе у местного университета. Вступить в организацию могли его резиденты. Большую часть пользователей в итоге составили студенты, которые имели нестабильный доход и относились к каршеринговым автомобилям безответственно. Да и пользователей в целом было мало – всего 350 на пике сервиса из 9000 жителей комплекса.
Кроме того, владельцы установили цены так, что поощрялись и короткие, и длительные аренды (когда достигалась максимальная сумма за день, счетчик останавливался), но старые автомобили порой ломались в паре сотен километров от города. Компания попыталась сэкономить и купила поддержанные машины, но это выливалось в частый и дорогой ремонт.
Еще одним американским пионером каршеринга считается фирма CarShare Portland, запущенная в 1998 году. Компанию даже называют первой, что не совсем так, но для истории каршеринга такие оговорки привычны. На старте у CarShare Portland была ровно одна машина. Реагируя на спрос, компания доросла до 20. Впоследствии, в 2001 году, ее купила Flexcar.
Далеко не всем открывающимся компаниям удавалось стать финансово успешными. Из 34 американских каршеринговых проектов, появившихся в период с 1997 по 2009 год, почти половина были закрыты.
Опыт и технологии
Большая часть каршерингов тех времен имели ряд неудобств. Бронировать машину, как правило, надо было заранее, позвонив по телефону (или чуть позднее через интернет). Каршероводы предварительно указывали время завершения аренды. А возвращать автомобиль часто надо было в ту же точку, откуда водитель его взял, или как минимум на другую станцию или специальную парковку.
В 90-х каршеринги модернизировались и компьютеризировались. От доступа к автомобилям через ключ организации переходили к смарт-картам. В 1993 году авиаперевозчик Lufthansa запустил в аэропортах Мюнхена и Франкфурта такую систему, в которой компьютер выдавал пользователю ключ от автомобиля и начинал считать стоимость поездки, а после завершения аренды машина передавала в центральную систему информацию о пройденном расстоянии и использованном бензине.
Похожий проект в том же году появился в аэропорту Цюриха и назывался он незатейливо – CarShare.
В 1999-м частично запустился британский City Car Club, и исследователи называли его, возможно, самым технологически продвинутым на тот момент каршерингом Европы. В автомобилях для удобства использования, сбора данных и безопасности транспортных средств были установлены бортовые компьютеры и системы GPS.
В начале XXI века каршеринг начал принимать более-менее современную форму. У отрасли накопился опыт в отношении того, где, для кого и как это должно работать, и понимание множества ошибок, из-за которых старые организации не получали достаточного интереса, влезали в долги и закрывались. Появились некоторые из наиболее крупных и известных организаций. В 2000 году запустились Zipcar, Flexcar (купленный Zipcar в 2007 году), easyCar, City Car Club (теперь уже полностью).
Гибкость и массовая популярность
Далее каршеринг развивался все более энергичными темпами. Распространился наиболее современный его тип – «free-floating», то есть когда автомобили свободно расставлены по городу без использования станций. Для пользователей это стало дополнительным преимуществом: теперь им не надо было усложнять свой маршрут и тратить лишнее время из-за привязки к конкретным точкам, где можно было взять и оставить автомобиль.
Считается, что первым таким каршерингом был car2go, запустившийся с пилотной программой в 2008 году в немецком городе Ульм. Оператор предложил жителям 200 Smart ForTwo, которые отслеживались при помощи GPS. Зона использования охватывала большую часть центра города. Выезжать за нее было можно, но завершать аренду разрешалось только в пределах этих районов. С тех пор car2go успешно расширилась и успела стать крупнейшей каршеринговой компанией в мире.
DriveNow, еще одна известная компания, работающая в разных городах и странах, тоже довольно молода. Сервис запустился лишь в 2011 году. Это вновь доказывает, что мировой рынок каршеринга пока продолжает складываться.
С развитием смартфонов каршеринг стал более гибким. На смену физическим ключам и смарт-картам пришли мобильные приложения. Через них же каршероводы теперь могли производить все прочие манипуляции – и онлайн-регистрацию, и поиск автомобиля, и т. д. Впрочем, старые системы вовсе не отмерли: например, в США каршеринг все еще часто привязан к конкретным точкам и смарт-карточкам.
Рост каршеринга впечатляет. С 2006 по 2014 год рост количества каршеринговых автомобилей по всему миру составил около 700%. Самые устойчивые и популярные каршеринговые сети сложились в Европе и Северной Америке. Подключаются также Азия и Южная Америка. В то время как в Японии каршеринг начался еще в 1999-м, в Китае он появился лишь в 2010-м (CC Clubs). В Бразилии история началась в 2009-м (Zazcar). А в 2012 году каршеринг пришел в Россию.
Что дальше?
У каршеринга светлое будущее. По мнению консалтинговой компании Frost & Sullivan, с 2015 по 2025 год количество пользователей каршеринга увеличится примерно в 5 раз. В будущем каршеринга исследователи видят электромобили и беспилотные автомобили, способные оценивать окружающую среду и выполнять все действия без участия человека.
Для беспилотных автопарков станет возможным новый большой скачок – так называемое «demand prediction», то есть предсказание спроса. Система на основании дат и мест проведения крупных мероприятий, времени суток, погодных условий и т. д. будет автоматически просчитывать, где в ближайшее время пользователи будут искать каршеринговые авто, и присылать туда достаточное количество машин. Кроме того, человек сможет без поиска парковки высаживаться там, где ему нужно, а беспилотный автомобиль по щелчку кнопки в приложении будет отправляться в подходящее место и автоматически парковаться.
Актуальна разработка новых автомобилей, предназначенных специально для каршеринга, – простых, компактных, удобных и работающих на электричестве.
Такова краткая история каршеринга. Вероятно, в ближайшие несколько лет мы увидим в каршеринге больше количественных и качественных перемен, чем было в этой области за первые несколько десятилетий ее существования.