Мобилити: кто и как ездит на самокатах
63,1% респондентов воспринимают и используют самокаты как транспорт
63,1% респондентов воспринимают и используют самокаты как транспорт
Онлайн-опрос был проведён в октябре 2025 года. Большинство участников — молодые жители крупных городов.
Исследование показало, что 63,1% респондентов воспринимают и используют самокаты как транспорт. Почти половина респондентов, ездящих по транспортному сценарию, использует самокаты как замену другому транспорту. Чаще всего самокат нужен для поездок по делам (83,2%) — на работу, учёбу и других повседневных маршрутов. Также популярны поездки «последней мили» (43,4%) — это короткие маршруты от или до метро, ж/д станции или от остановки до офиса, когда не хочется идти пешком.
Один из главных барьеров — нехватка инфраструктуры
Опрошенным не хватает специальной инфрастуруктуры. Многие ездили бы чаще при наличии велодорожек или велополос. Почти все пользователи СИМ считают, что велодорожки наиболее безопасны. Однако только 33,1% респондентов смогли ответить, что они ездят преимущественно по вело-инфраструктуре. Пользователи СИМ хотят ездить отдельно от машин и пешеходов, но инфраструктуры для этого пока недостаточно.
Куда и когда ездят люди разного возраста
Респонденты в возрасте 35—54 года чаще других выбирают самокаты для поездок по делам (85,3%), в гости, кафе, рестораны (41,9%) и как альтернативу другим видам транспорта (45,4%).
Опрошенные от 18 до 24 лет больше, чем остальные используют самокаты для поездок «последней мили» (55,4%) и в хорошую погоду (45,9%).
Между возрастными группами 18—24 и 35—54 года почти поровну распределились поездки на самокатах вместо такси (37,5 и 37,1% соответственно), в объезд пробок (29,9 и 30% соответственно) и по работе (14,4 и 15,7% соответственно).
Куда и когда ездят мужчины и женщины
Мужчины чаще женщин используют самокаты для поездок по делам (44,7%), как альтернативу другим видам транспорта (23,2%) и такси (18,4%), чтобы объехать пробки (16%) и для работы (8%).
В то же время женщины больше используют самокаты для поездок «последней мили» (23,7%), в хорошую погоду (22,9%) и чтобы доехать до кафе, ресторана и обратно (21,7%).
Как частота поездок влияет на сценарий использования
Чем чаще человек ездит на самокате, тем сильнее он вписывается в его повседневный маршрут.
Респонденты, которые ездят регулярно — раз в неделю, несколько раз или каждый день, — вдвое чаще используют самокат как транспорт, а не ради развлечения.
Когда самокат используется несколько раз в месяц, транспортный сценарий также лидирует, однако разрыв между транспортными и развлекательными поездками меньше — 7%.
А те, кто ездит раз в месяц и реже, чаще используют самокат в развлекательных целях.
Самокат как транспорт: барьеры
Среди тех, кто использует самокаты для развлечения, основными барьерами для перехода к регулярным поездкам остаются высокие тарифы (43,3%%) и нехватка инфраструктуры (38,8%) — велодорожек и парковок.
Кроме того, в барьерах есть различия в зависимости от пола респондентов. Так, женщины чаще не выбирают самокат как транспорт, потому что боятся ездить среди других потоков движения, а мужчины — из-за неодобрения со стороны окружающих.
Как ездят владельцы личных самокатов и пользователи кикшерингов
Владельцы личных самокатов, как и пользователи кикшеринговых сервисов, чаще всего ездят по тротуарам. Однако по дороге вместе с машинами они ездят намного чаще, а по велодорожкам — наоборот, реже.
Как нарушают правила
40% опрошенных хотя бы раз нарушали правила. 97,9% знали правила, которые нарушают.
Почему люди покупают личный СИМ
Личные самокаты покупают преимущественно для того, чтобы не сталкиваться с ограничениями, установленными в сервисах кикшеринга.
63% опрошенных уже купили личный самокат, имея опыт езды на арендном. Более половины из них (53,8%) в опросе с множественным выбором отметили, что взяли свой самокат, чтобы не зависеть от ограничений, действующих в кикшеринге.
Почему СИМ подходят не всем
Большинство тех, кто не использует самокаты, предпочитают другие виды транспорта. На втором и третьем местах: ощущение отсутствия безопасности и нехватка инфраструктуры.
«Исследование показывает: ключевой потенциал для дальнейшего развития микромобильности связан, прежде всего, с инфраструктурой. Её необходимо продолжать развивать теми темпами, которые уже заданы, поскольку в ряде районов её всё ещё не хватает, а уровень связанности напрямую влияет на выбор пользователей в пользу самокатов и других видов микромобильного транспорта.
Положительным является и устойчивый тренд отказа от поездок на другом транспорте, в том числе личном автомобиле, в пользу самокатов. Это снижает нагрузку на улично-дорожную сеть, позволяет людям оставлять машины дома и уменьшает транспортную перегруженность.
Кроме того, мы видим, что самокаты и кикшеринг в целом становятся полноценной частью городской транспортной системы. Они уже не воспринимаются как вспомогательный или развлекательный формат, а выполняют функции ключевого элемента городского транспорта. Люди используют их для ежедневных поездок — на работу, учёбу, по личным делам — а также как средство первой и последней мили для удобного доступа к магистральному транспорту».