Наш канал в Телеграм
Новости  5.09.25   13:58 658

Исследование T-Pay: россияне перестали арендовать самокаты для долгих поездок

Объём рынка сократился впервые за пять лет

Сервис моментальных платежей T-Pay в рамках аналитического проекта T-Data проанализировал рынок городского проката электросамокатов. Анализировались траты на сервисы Юрент, Whoosh, Самокаты — Яндекс Go, BusyFly, lite, e-motion, Самокаты в Городе, БерисамокаТ и Red Light.

Рынок кикшеринга

Во втором квартале 2025 года объем трат на прокат электросамокатов в денежном выражении снизился на пять процентов год к году. Квартальное снижение оборота произошло впервые за пять лет развития этого рынка, который раньше бурно рос.

Причина ― в уменьшении среднего чека за поездку, которая складывается в основном из количества минут аренды. В 2021 году средний чек был 161 рубль, а в 2024 — 113 рублей. И динамика снижения ускоряется: во втором квартале 2025 года показатель уменьшился на 19% относительно аналогичного периода предыдущего года, а годом ранее ― на 16%.

Это связано с изменением тарифов аренды, а также паттерна поведения потребителей — россияне всё чаще используют самокаты для коротких поездок вместо других видов общественного транспорта, а не длительных развлекательных прогулок. По прогнозам аналитиков T-Data, средний чек за 2025 год снизится относительно показателя 2024 года до 95 рублей.

При этом спрос на услуги кикшеринга стабильно растёт пятый год подряд — во втором квартале 2025 года клиенты Т-Банка совершили более чем в шесть раз больше транзакций по оплате таких услуг, чем за аналогичный период 2021 года. Особенно это заметно в низкий для кикшеринга зимний сезон — в первом квартале 2025 года рост количества транзакций составил 95% к аналогичному периоду прошлого года, а во втором — 17%.

«В первом полугодии 2025 года МТС Юрент отмечает рост всех ключевых операционных метрик: количества поездок (+42% до 54,1 млн), оборота (+40% до 6,9 млрд руб.), количества новых пользователей (максимальный приток новых пользователей за первые шесть месяцев года) и частотность поездок на пользователя. В том числе мы фиксируем рост показателя ARPU — он растёт за счёт роста использования самокатов и одновременном повышением доступности сервиса для массовой аудитории.

В крупных городах более 90% поездок на наших самокатах — это короткие транспортные поездки до 20 минут. Большинство аудитории «ядра» (частотных пользователей) имеют подписку, которая позволяет выгодно арендовать самокат без платы за старт аренды (что также влияет на средний чек). Также все участники рынка в этом году представили новую тарифную опцию «Пакеты минут», которая позволяет покупать минуты оптом вместо поминутной тарификации. Мы видим большую популярность этой механики, и она также оказывает давление на средний чек в кикшеринге.

Погода в этом сезоне действительно оказала негативное влияние на спрос, в среднем это лето гораздо холоднее прошедших сезонов. Также сказались на спросе на самокаты другие факторы, как технические, так и экономические. При этом, нам удалось справиться с негативными тенденциями и прийти в состояние устойчивого роста — по итогам года мы ожидаем рост всех операционных показателей».

Иван Туринге, генеральный директор МТС Юрент (партнёр Т-Города)

Когда берут самокаты напрокат

Пик спроса на прокат самокатов за сутки наблюдается в вечерние часы ― с 16:00 до 21:00, причём как в будние, так и в выходные дни. Реже всего самокаты берут в период с 02:00 по 05:00. В пятницу россияне берут на прокат самокаты чаще, чем в остальные дни.

Самый высокий средний чек при аренде самоката ― в два часа ночи в воскресенье (135 рублей, на 48 рублей дороже ранних утренних часов). Самый низкий ― со вторника по пятницу с семи до восьми утра. Средний чек поездки в этот период составил 87 рублей.

Портрет клиента

Типичный пользователь кикшеринга — это молодой мужчина. Большинство пользователей (64%) ― люди в возрасте до 25 лет, 33% ― от 25 до 45 лет. Те, кто старше 45 лет, пользуются самокатами редко (три процента от всех пользователей).

Женщин 23%, а их доля по сумме, потраченной на услуги, — 25%, то есть они предпочитают чуть более длинные поездки.

Правила сообщества
  • будьте вежливы, уважайте участников;
  • старайтесь оставлять информативные, полезные и интересные комментарии;
  • соблюдайте действующее законодательство;
  • мы не приветствуем размещение промокодов и рекламы;
  • вы тоже можете стать автором или участником проекта и продвигать свои промокоды;