Дептранс Москвы: электросамокаты — важная часть транспортной системы города
Департамент Транспорта Москвы о том, почему электросамокаты нужны городу
Департамент Транспорта Москвы о том, почему электросамокаты нужны городу
Электросамокаты — это доступный и регулируемый вид передвижения. Он уже доказал свою эффективность и востребованность.
По данным Ассоциации операторов микромобильности, по итогам 2024 года число поездок на средствах индивидуальной мобильности в России выросло на 30% — до 271,8 млн. В некоторых городах от 35 до 60% населения хотя бы раз пользовались электросамокатом. Микромобильность стала не просто модным трендом, а полноценной частью городской транспортной инфраструктуры.
Это подтверждает и опыт Москвы. По данным Департамента транспорта, за четыре месяца со старта сезона москвичи совершили более 40 млн поездок на самокатах, а 30% жителей города стали реже использовать автомобиль для коротких поездок летом.
Так, по данным ЦОДД, за день в столице проходит 302 тыс. поездок на самокатах, каждая занимает в среднем 10 мин. На такси таких же по длительности поездок совершается 267 тыс. в сутки.
Микромобильность — не развлечение, а необходимость. Но об этом часто забывают, вводя новые ограничения против сервисов кикшеринга. А ведь они выполняют далеко не развлекательную роль для жителей городов.
По данным операторов, более 85% поездок на самокатах совершаются по транспортному сценарию. Чаще всего так происходит по трём причинам.
Доехать на самокате — быстрее, экологичнее и удобнее, особенно когда речь идёт о коротких расстояниях (2–5 км). Именно такие поездки часто совершаются на личном автомобиле, создавая пробки и нагружая улично-дорожную сеть. Электросамокат позволяет:
Особенно в жару или при нехватке времени. Если дорога от дома до метро или от работы до кафе занимает 20 минут пешком, самокат позволяет преодолеть это же расстояние за 5–7 минут.
Микромобильность идеально дополняет городскую сеть: на электросамокате можно добраться от дома до остановки или от метро до работы. Это особенно важно:
Более 70% поездок на МТС Юрент — менее 10 минут. Это яркое подтверждение функции «последней мили».
Некоторые районы нуждаются в микромобильности больше других. Однако если самокаты не нужны в одном месте, это не значит, что они не нужны везде. Совместно с операторами город должен анализировать спрос и регулировать размещение самокатов: в Москве и Московской области, Твери и Нижнем Новгороде уже действует система расчёта нормы СИМ на город по численности населения.
В России более 200 городов включили электросамокаты в свои транспортные системы. Вместе с бизнесом города внедряют различные меры безопасности и порядка:
Безопасность — это самое важное в организации работы любого вида транспорта. Операторы аренды электросамокатов используют следующие механизмы:
99,9% пользователей правила соблюдают, а значит, большинство поездок проходит штатно, говорят в Яндекс Go. В целом по России аварийность за сезон сократилась на 46%, по данным Whoosh.
Комплексный подход помогает снижать аварийность. За январь — июнь общее число ДТП с участием СИМ снизилось на 60% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. Помимо этого, аварий с СИМ, в которых пострадали дети, стало меньше на 50%
Заместитель руководителя Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы Дмитрий Пронин отмечает, что задача города — обеспечить безопасную работу сервисов. Поэтому администрация поддерживает операторов в реализации новых технологий, направленных на предотвращение нарушений ПДД и совместно с ними проводит школы безопасного вождения СИМ. Эти процессы дополняются внешним контролем в сотрудничестве с бизнесом.
«Мы выступаем за грамотное регулирование, а не лишение пользователей важного вида транспорта. Наша главная задача — сделать поездки на них максимально безопасными. Для этого в Москве ещё в 2018 году чётко регламентировали работу операторов, закрепив правила безопасности в договоре с городом. Кроме того, мы ввели автоматическое ограничение скорости движения самокатов и ввели более 350 медленных зон.
На базе Ситуационного центра ЦОДД мы осуществляем постоянный контроль за передвижением электросамокатов с использованием городских камер фото и видеонаблюдения. Также для повышения безопасности поездок мы сделали обязательными номерные знаки и ввели обязательную верификацию пользователей через mos ID».
В последнее время наблюдаются попытки запретить новый вид транспорта в части городов вместо того, чтобы интегрировать его в существующую систему. Но запреты не работают — это лишь способ избежать сложностей, который при этом лишает жителей уже ставшего привычным транспорта.
Что действительно работает — так это диалог, совместное планирование и адаптация инфраструктуры. Умный город — это город, где все виды транспорта работают вместе. А электросамокат — это важная часть этой системы.
«Метро в Омске начали строить в 1992 году, спустя 33 года и около 14 млрд рублей пассажиропоток Омского метро равен 0 человек в год. За 2024 год там же на шеринговых электросамокатах было совершено более 1 200 000 поездок. В 2024 году здесь работала всего одна компания со сравнительно небольшим флотом — 2,2 тысячи самокатов.
Сравнение может быть слишком утрированным, но оно хорошо иллюстрирует: микромобильный транспорт и, в частности, шеринговые электросамокаты — это регулируемый, доступный и понятный населению вид транспорта. По темпам своего развития он значительно опережает темпы развития общественного транспорта и дорожно-транспортной инфраструктуры даже в крупных российских городах.
Для небольших городов это идеальный способ решить транспортные задачи, который не требует «стройку века», а значительная часть расходов и операционных задач лежит на плечах коммерческих компаний. Вин-вин для всех. Полный запрет или излишне строгое регулирование лишают жителей городов доступного способа передвижения».
Узнать о том, почему в медиа так много говорят о запретах и что этому противопоставляют операторы, можно в отдельном материале: