Наш канал в Телеграм
Новости  26.07.25   13:13 795

Кикшеринги прокомментировали сообщения о запрете самокатов в Благовещенске и Елабуге

А также напомнили о том, как важно отвечать на потребности городов в микромобильном транспорте

Электросамокаты давно стали полноценным элементом городской транспортной инфраструктуры. Сегодня это средство для коротких и комфортных поездок, удобная альтернатива авто и пешим маршрутам, а также важный инструмент для повышения транспортной доступности.

По данным исследования Трушеринга, сервисами аренды электросамокатов в России в 2024 году пользовались порядка 25,3 млн человек, количество уникальных пользователей увеличилось на 20,6%.

Именно поэтому необходимо идти не по пути запретов, а по пути грамотного регулирования индустрии, который будет включать разработку и внедрение системных мер по повышению безопасности СИМ — как со стороны операторов, так и со стороны городских властей.

Но, как мы видим, конструктив побеждает не везде. Жёсткие ограничения против кикшеринга за последнюю неделю ввели в Благовещенске и Елабуге. Поездки на арендованных СИМ фактически запретили — а про частные самокаты и велосипеды в очередной раз забыли.

Что произошло в Благовещенске?

По словам директора Ассоциации Ксении Эрдман, местные власти приняли нормативный правовой акт, который разрешает использование электросамокатов и стоянку СИМ только на определённых территориях. По опыту других городов, существует и ещё один важный документ — он определяет зоны для движения на СИМ, их скорость и места парковок. Он принят в Благовещенске не был.

«В Благовещенске не сложилось конструктивного диалога между отраслью и администрацией. Предложения и аргументы за них администрация не воспринимала, хотя операторы активно шли на контакт и оперативно реагировали на просьбы власти в снижении скорости или закрытии зон — вплоть до показательной эвакуации 300 самокатов и требованием 5 млн за возврат этих транспортных средств. Безусловно, мы продолжим обжаловать это решение. Уверены, что и горожане, которые активно используют электросамокаты для транспортных поездок, нас поддержат.

Не совсем корректно утверждать, что Благовещенск ввёл запрет на движение самокатов. Администрация не проработала зоны, где разрешить проезд и парковки, которые предполагает принятый документ. То есть они выпустили часть планируемых документов и посчитали это достаточным. Но это ещё раз подтверждает несогласованность решений и отсутствие единого подхода в работе с СИМ в муниципалитете».

Ксения Эрдман, директор Ассоциации операторов микромобильности

Кикшеринг Whoosh напомнил, что проникновение сервиса в население по городам России достигает от 35 до 60% горожан. Люди выбирают микромобильный транспорт, чтобы добраться до места назначения в 2-5 км от них: к стоматологу, на работу или тренировку. СИМ особенно актуальны для городов с населением менее 0,5 млн человек. Все потому, что они могут заменить автомобиль или городской автобус.

Для повышения безопасности сервис наносит разметку для парковок, в том числе в дорожных карманах в Сочи, а также регулирует пассажиропотоки и контролирует размещение СИМ с помощью обмена данными по протоколу MDS. В 2025 году число аварий на самокатах во всех городах присутствия сервиса в России уменьшилось на 46%. Снижение наблюдается в ключевых категориях аварий: поездки несовершеннолетних, поездки вдвоём, неспешивание на пешеходном переходе.

«Большинство городов научилось регулировать движение микромобильности соглашениями или постановлениями, которые устанавливают правила для самокатов. Есть успешная практика федерального и регионального регулирования — Москва, Санкт-Петербург и практически все города-миллионники, которые работают в рамках этого правового решения».

Пресс-служба кикшеринга Whoosh

Например, в дорожной карте Минтранса РФ до 2030 года прописаны механизмы развития микромобильности, которые включают регулирование и создание инфраструктуры, а также не содержат запретительных рекомендаций. Это федеральный документ, дающий вектор для развития транспорта, включая микромобильность, во всех городах страны.

Что говорят операторы

Самокаты покрывают потребности горожан в микромобильном транспорте, а их безопасность операторы обеспечивают вместе с властями.

  • Арендуемые СИМ безопасны и выполняют транспортную роль
  • В ответ на растущий спрос в 2024 году кикшеринг Яндекс Go запустился в 28 новых городах — это на 70% больше, чем в прошлом году. За первые месяцы работы больше 85% поездок в них проходили по транспортному сценарию.

    По данным оператора, больше 99,9% поездок на самокатах Яндекс Go проходят без происшествий. При этом 60% всех ДТП происходят на стыке автомобильных и пеших полос.

    «Необходимы отдельные дорожки и полосы для разделения потоков. Москва, Нижний Новгород, Калининград и другие города начали их активное создание, однако на полноценную интеграцию велоинфраструктуры в транспортную систему каждого города нужно время.

    Также поможет определение оптимального количества самокатов на город. Сейчас практика успешно реализована в нескольких городах Московской области, Нижнем Новгороде и Твери. Норма самокатов рассчитывается в соответствии с численностью населения и регламентируется в соглашении между операторами и городом. Это помогает разгружать дорожную инфраструктуру и создавать более безопасную транспортную среду».

    Пресс-служба кикшеринга Яндекс Go

    По данным кикшеринга МТС Юрент, за первое полугодие 91% поездок происходили по «транспортному сценарию» и длились менее 20 минут. Более 70% поездок не превышали 10 минут. Востребованность кикшеринга доказывает растущий спрос: за 2025 год количество поездок на самокатах Юрент выросло более чем на 40%.

    Сервис отвечает на потребность городов в микромобильном транспорте: сегодня он работает в 208 населенных пунктах по всей России, включая сельские поселения. При этом 99,9% поездок на самокатах Юрент проходят без инцидентов, в в 2024 году количество страховых случаев на километр поездок снизилось на 27%.

  • Сервисы активно сотрудничают с властями
  • Работу операторов определяют акты и соглашения, фиксирующие, например, места передвижения самокатов, условия парковки и максимальную скорость устройств. Часто эти документы также закрепляют совместные инициативы по развитию инфраструктуры. Так, в Москве в первом полугодии 2025 года совместная работа сервисов с городом позволила снизить аварийность с участием СИМ на 60%.

    «На этом фоне действия властей Благовещенска и Елабуги демонстрируют пример непродуктивного подхода к регулированию. Более того, сервис Юрент в Благовещенске не работал, а в Елабуге, по нашей информации, не представлена ни одна из кикшеринговых компаний. Поэтому использовать их в качестве примера и ориентироваться на их опыт, как минимум, преждевременно, особенно с учётом существования Дорожной карты по развитию и регулированию СИМ в России.

    В рамках этого документа регионы уже начали принимать собственные планы по долгосрочному созданию и развитию инфраструктуры СИМ. Например, в Ярославской и Пензенской областях, Краснодарском крае уже приняты соответствующие нормативные акты с планом мероприятий».

    Пресс-служба кикшеринга МТС Юрент

    Почитать подробнее о том, для чего нужна микромобильность и как её роль видят в Дептрансе Москвы, можно в отдельной статье. Берём на заметку: всё-таки именно в столице сейчас выстроена наиболее эффективная система, грамотно контролирующая мобильность пользователей и работу операторов.

    «С точки зрения города, регулирование — это постоянный поиск баланса между развитием новых технологий, улучшением качества сервиса и повышением безопасности поездок. Поэтому мы всегда поддерживаем операторов.

    На базе Ситуационного центра ЦОДД мы осуществляем постоянный контроль за передвижением электросамокатов с использованием городских камер фото- и видеонаблюдения. Мы также сделали обязательными номерные знаки и ввели верификацию пользователей через mos ID. Бесплатно проводим школы вождения и обучаем пользователей техникам безопасного движения СИМ.

    Такой комплексный подход помогает снижать аварийность. За январь–июнь общее число ДТП с участием СИМ снизилось на 60% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. Помимо этого, аварий с СИМ, в которых пострадали дети, стало меньше на 50%».

    Дмитрий Пронин, заместитель руководителя Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы
    Правила сообщества
    • будьте вежливы, уважайте участников;
    • старайтесь оставлять информативные, полезные и интересные комментарии;
    • соблюдайте действующее законодательство;
    • мы не приветствуем размещение промокодов и рекламы;
    • вы тоже можете стать автором или участником проекта и продвигать свои промокоды;