Наш канал в Телеграм
Новости  18.04.25   17:26 833

Что нам делать с курьерами. Главное с тематической сессии «Съезда на СИМ»

Представители бизнеса и властей обсудили наболевшие вопросы

На заключительной сессии второго трека «Съезда на СИМ» эксперты обсудили регулирование курьерской отрасли и вопросы определения СИМ в законодательстве.

Спикерами выступили:

  • Полина Стасюк — руководитель проектов новой мобильности Департамента транспорта Москвы;
  • Александр Митюков — президент Межрегиональной ассоциации курьерских служб (МАКС);
  • Анастасия Малетина — руководитель по взаимодействию с органами государственной власти, «ВкусВилл»;
  • Максим Рожнев — заместитель директора по взаимодействию с органами государственной власти сервисов электронной коммерции Яндекс;
  • Павел Кузнецов — коммерческий директор «Крути»;
  • Максим Богданов — руководитель офиса Hardware разработки МТС Юрент.

Полина Стасюк: опыт Москвы

  • Последний год мы плотно занимались вопросами доставки. В сутки до 500 тысяч поездок совершают каждые сутки, около 25 тысяч курьеров выходят на улицы. Всего в городе работают около 100 тысяч доставщиков. Нужно было вводить регулирование, и его представили по четырём основным направлениям: цифровому профилю курьера, контролю за его перемещениями, регулированием ТС и развитию инфраструктуры;
  • В контексте транспорта было важным сделать не столько новое регулирование, сколько конкретизировать разделение СИМ и других ТС, сделать его понятным.

Александр Митюков: курьеры — часть нашей жизни

  • +39,2% прироста по продажам продовольственных товаров показал 2024 год, и эта тенденция продолжится. За последние пять лет спрос на курьеров вырос в 11 раз. Это уже большая отрасль. По 2025 году закроемся скорее всего на +15%, и рост числа курьеров нельзя игнорировать;
  • То, что сейчас есть стандартизация и регулирование курьерской доставки это хорошо. Один из лучших примеров, это, конечно, Москва. Бизнес ещё с конца 2023 года начал активную работу в этом направлении, и мы уже видим результаты;
  • Ещё одна яркая тема — ПДД. Тут есть множество разных позиций. Но знаем, что работа с курьерами внутри сервисов ведётся. Можем со своей стороны ввести какие-то стандарты проверки курьеров на знания ПДД, в Москве уже сервис тестируется;
  • Всё, что касается стандартизации транспортных средств. Есть чёткие поручения властей города. Но важно, чтобы здесь разделение видов ТС было организовано корректно: чтобы по велодорожкам, условно, мопеды не ездили. Пока есть некая правовая неопределённость.

Анастасия Малетина: работа с требованиями Дептранса

  • У нас более 50% выручки приходится на доставку, в прошлом году отметили пятилетие доставки. У нас есть горячая линия, которая отвечает в том числе на вопросы про курьеров. А так как каждый курьер снабжён номерным знаком, идентифицировать можем легко.
  • Последний год мы реализовывали требования приказа. Наши велосипеды изначально технически ограничивались до 25 км/ч, требования были и для партнёров. Проводиv образовательные мероприятия, интегрируемся в систему КИС «АРТ», передаём данные в систему РНИС через приложение.
  • Сейчас мы находимся на таком большом этапе, когда каждый курьер получает ID через Mos.ru и загружает свои данные в систему. Таким образом мы выходим на новый уровень, оснащаем велосипеды IoT-модулями — чтобы технически даже курьеры-фрилансеры не могли допускать нарушения.

Максим Рожнев: адаптация сервисов под СИМ

  • Мы как сервис с накопленной аналитикой делимся ей с городами, в том числе чтобы облегчить понимание, где концентрируется курьеры и пользователи СИМ — аудитории частично пересекающиеся, но со своими нюансами;
  • Нам кажется важынми организовывать ночные парковки, чтобы курьеры могли оставить в конце смены своё ТС в конечном районе доставки. Чтобы им не приходилось потом ехать через весь город обратно домой. Кажется, что это тоже существенно повысит безопасность;
  • В прошлом году в Москве был пилот, когда парковки для автомобилей переоборудовали для велосипедов. Важная инициатива, надеемся проект будет расширяться и продолжится;
  • Мы уже направили более 500 млн рублей на безопасность доставки. Выводим на улицы «велопомощников» — это специально обученные люди, которые помогают курьерам в городе, стоят на сложных участках дорог, помогают с организацией парковки у дарксторов Яндекс Лавки. Ещё мы даём курьерам форму со светоотражающими элементами;
  • Маршрут в наших приложениях просчитывается за счёт алгоритмов Яндекс Карт с учётом вида ТС, загруженности дорог, городской среды и других параметров. Рассчитывается время доставки, и курьеру не нужно нарушать ПДД, чтобы успеть доставить заказ;
  • Мы страхуем как курьеров, так и их ответственность перед третьими лицами. Мы разработали свой велосипед с IoT-модулем, соответствием всем требованиям Дептранса и полезными фишками: удобным сиденьем, подогревом батареи, зарядкой для телефона. Каждый пятый заказ Яндекса теперь выполняется на этих байках, флот таких ТС составляет около 5 тысяч. Сдаём в аренду за рубль в месяц, если выполняют заказы у нас;
  • Поддерживаем идею с более конкретным разделением ТС по видам. Тоже есть ситуации, когда курьеров останавливают представители ГАИ и говорят: это СИМ, на нём по дорогам перемещаться нельзя. Хотя это электровелосипед.

Павел Кузнецов: стандартизация и всё связанное

  • В прошлом году оснастили более 30 тысяч курьеров в Москве своими электровелосипедами;
  • Были очень рады инициативе Дептранса со стандартизацией. Мы были в «белой зоне» и в любом случае соблюдали закон — ту же скорость жёстко контролировали ещё с 2021 года. Будем и дальше, интегрируем IoT-модули, идентификационные номера и прочее. Соответствуем всем изменениям, для нас это бытовой случай;
  • ГОСТ Р 71894-2024 в этом году закрепил понятие «электровелосипед». Теперь осталось только внести в ПДД, с разделением по мощности, в том числе;
  • Последние два месяца происходит усиленный контроль за электротранспортом. Мы только поддерживаем, если транспорт нарушителей уйдёт, будем только рады. Сейчас переходим на LiFePo4 (литий + железо + фосфат), безопасные батареи, развиваем вместе с коллегами из Ozon Fresh. Устойчивы к перегреву и прочему.

Денис Богданов: разработка транспорта в условиях неопределённости

  • Регулирование в разработке крайне важно, потому что если не понимать, какие будут требования, далеко не уедешь. Мы в МТС Юрент разработали свой каргобайк Кубо для курьеров;
  • Сейчас, честно говоря, происходит натягивание совы на глобус. Есть разные регулирования, и мы пытаемся адаптироваться к одному из них. Поэтому ключевое — ввести классификацию, сквозную по всем документам;
  • Мы знаем, что курьеры часто ездят без нажатия на педали, их ставят исключительно из-за требований законодательства. Под описание СИМ из-за ограничения массы в 35 кг с трудом подходят уже и шеринговые самокаты, про курьерские не приходится даже и говорить;
  • Когда делали свой каргобайк, сначала хотели размещать сумку внизу. Но пришлось переработать из-за требований к идентификации. Вопрос, опять же, к мощности, про эти 250 кВт. Уже говорили на другой сессии, что нужно определиться с весом и максимальной скоростью. Мне кажется, это ключевое — у машин же не ограничены двигатели? Разные города, разные условия езды, есть уклоны, нужно это учитывать;
  • Наш каргобайк в том числе используем для перевозки АКБ, самокатов, уходим от перевозки автомобилями. Мы видим потенциал нашего устройства и в других специализированных направлениях: может, будут заказчики от МВД, специальных служб. Поэтому нам очень важно регулирование, чтобы мы понимали, какое место будет у наших ТС в транспортной системе;
  • В конце коллегу поддержал Александр Митников: ограничение по скорости это идеальный сценарий для бизнеса. С IoT-модулем зафиксировать можно будет ещё проще. Но реалии таковы, что сейчас ведомства и контролирующие органы обращают внимание на мощность. Но думаем продолжим усилия с МВД и Минтрансом, чтобы ограничение в 250 Вт убрать, оставим как в ГОСТе, 1 кВт;
  • Полина Стасюк добавила: важно всё-таки регулировать не только транспорт, но и отрасль. Курьерские службы более масштабная история которую невозможно закрыть одним ПДД.
Правила сообщества
  • будьте вежливы, уважайте участников;
  • старайтесь оставлять информативные, полезные и интересные комментарии;
  • соблюдайте действующее законодательство;
  • мы не приветствуем размещение промокодов и рекламы;
  • вы тоже можете стать автором или участником проекта и продвигать свои промокоды;