Яндекс предложил единые стандарты регулирования работы сервисов аренды самокатов
Свои предложения компания направит игрокам рынка и региональным властям
Свои предложения компания направит игрокам рынка и региональным властям
Яндекс сформулировал основные правила регулирования для кикшеринг-сервисов, чтобы поездки на самокатах были комфортны и безопасны для всех участников дорожного движения. Свои предложения компания направит игрокам рынка и региональным властям.
В 2024 году количество поездок на самокатах в России увеличилось на 30% до 271,8 млн, — такие данные приводит Ассоциация микромобильности. Больше 85% этих поездок совершается по транспортному, а не развлекательному сценарию. Городская среда постепенно адаптируется под средства индивидуальной мобильности, но на полноценную интеграцию в транспортную систему города уйдут годы.
Необходимы отдельные дорожки и полосы для разделения потоков — по данным операторов, большинство инцидентов (60%) происходит на стыке автомобильных и пеших полос. Чтобы повышать безопасность поездок при отсутствии достаточной инфраструктуры, Яндекс предлагает региональным властям и сервисам внедрить четыре обязательных условия использования самокатов.
Ограничить максимальное количество самокатов на улицах.
В каждом городе суммарное число самокатов всех операторов аренды не должно превышать установленную норму. Это разгрузит городскую инфраструктуру и повысит порядок СИМ в городе — в том числе, на тротуарах и парковках.
Снизить максимальную скорость на аппаратном уровне.
Средства индивидуальной мобильности по правилам имеют приоритет на движение по тротуару. Больше 99% водителей СИМ управляют самокатом аккуратно и культурно. Тем не менее некоторые пользователи позволяют себе резкие манёвры и мешают пешеходам. Чтобы предотвратить опасные ситуации на тротуарах, Яндекс и другие операторы проактивно снизили скорость самокатов до 20 км/ч. Мера необходима до момента появления отдельной инфраструктуры, по которой будет безопасно передвигаться с большей скоростью.
Ввести обязательные штрафы за серьезные нарушения и обеспечить контроль за соблюдением правил.
На арендных самокатах запрещено передвигаться несовершеннолетним (в том числе передавать им управление), ездить вдвоём или в нетрезвом виде. Чтобы поддерживать безопасность поездок, необходимы обучение и контроль за соблюдением правил. Сейчас вторая функция лежит на операторах, однако с учётом роста спроса на СИМ, она будет частично переходить городам. Чтобы наказание было неотвратимым, на каждом самокате обязательны укрупнённые номера единого стандарта — так поездки с нарушениями смогут считываться городскими камерами. А за особо серьёзные нарушения должны выписываться высокие фиксированные штрафы.
Внедрить во всех городах системы верификации и проверки возраста, чтобы не допускать к управлению детей и подростков.
Одним из способов верификации пользователей в сервисах аренды самокатов может стать ЕСИА (учётная запись, которую используют на портале Госуслуг). В Москве в новом сезоне уже тестируется обязательная верификация перед арендой самоката через портал Mos ID. За первый месяц авторизацию в Mos ID прошло больше 190 тысяч пользователей Яндекс Go. Система также не допустила к поездкам 17 тысяч детей и подростков.
Яндекс будет продолжать работать над повышением безопасности поездок на самокатах. Сервис разрабатывает и выпускает собственные самокаты, технологии для их работы и обслуживания. Скорость и зоны использования ограничиваются на аппаратном уровне, особенно там, где обычное движение на самокате может быть небезопасно. Новички обязательно проходят перед первой поездкой обучение в приложении, под рукой пользователя всегда есть актуальная версия правил безопасности. Яндекс Go может оштрафовать или ограничить доступ к аренде за серьёзные нарушения.