Авито Путешествия: рынок посуточной аренды в России значительно вырос
Абсолютными лидерами являются Москва, Санкт-Петербург, а летом — Краснодарский край, Крым
Абсолютными лидерами являются Москва, Санкт-Петербург, а летом — Краснодарский край, Крым
Управляющий директор Авито Путешествий Артём Кромочкин дал интервью «Бизнес FM», в котором рассказал о том, как онлайн-бронирование меняет туристические вкусы россиян и как эффективно сдавать свою недвижимость.
По словам Кромочкина, краткосрочную аренду частной недвижимости Авито стали развивать после чемпионата мира по футболу. Несколько лет сервис развивал направление в модели доски объявлений — когда арендодатель размещал объявление, и платформа никак не участвовала в сделке. И с 2022 года после ухода иностранных компаний бизнес-модель поменялась на транзакционную, и теперь все сделки проходят через сервис.
Сейчас стало очень много сервисов, где можно забронировать жильё. И с точки зрения путешественников, это хорошая ситуация. Можно найти наиболее удобный сервис, наиболее выгодное предложение. Арендодатели также не зависят от какой-то одной платформы. В посуточной аренде, например, 45% бронирований приходит напрямую, остальное делят между собой несколько платформ.
Что касается ценовой политики, у Авито Путешествий довольно низкие цены относительно конкурентов, как говорит Артём Кромочкин. У сервиса есть дополнительные системы мотивации, например, различные промокоды, кешбэки, программы лояльности и прочее.
Чтобы арендодатели и арендаторы были уверены друг в друге, Авито сделали на своей платформе несколько уникальных функций, например, была внедрена уникальная система видеопроверки. То есть, если арендодатель снимает непрерывное видео от угла дома с названием улицы и номером дома до квартиры и полностью на видео снимает весь интерьер квартиры, всё оснащение, а при сверке на видео не хватает какого-то объекта, который указан в объявлении, то Авито просит доснять видео.
Кроме видеопроверки, сервис также проверяет документы арендодателя, проверяет отсутствие жалоб на него в предыдущей работе и формирует определённый рейтинг, в том числе он складывается из оценок предыдущих гостей. В момент выбора гости в том числе выбирают объекты с высоким рейтингом, читая отзывы, как проходило заселение предыдущих гостей. Рейтинг гостей тоже имеется. Система хорошо себя зарекомендовала на сегодняшний день.
Все отзывы проходят тщательную проверку. Накрутка отзывов в категории краткосрочной аренды недвижимости практически невозможна.
Авито Путешествия сделали страхование всех бронирований, которые проходят через сервис. То есть на период проживания гостя жильё полностью застраховано за счёт компании. Если вдруг гость прожёг диван, что-то разбил, сломал телевизор — арендодатель обращается в страховую компанию партнёра Авито и буквально в течение нескольких дней с минимальным набором документов получает выплату на свою карту.
Средний рейтинг российского туриста на Авито Путешествиях — выше четырёх по пятибалльной шкале. А рейтинг арендодателей — выше четырёх с половиной.
«Размещение объявлений в Авито Путешествиях сейчас полностью бесплатно. При этом мы берём только комиссию со сделки. То есть арендодатель платит нам, только если зарабатывает сам. Базовая комиссия составляет 15%. И если арендодатель хочет получать больше бронирований, больше просмотров, он может делать это с помощью комиссии: повышает комиссию — получает большее количество бронирований. Это также на усмотрение арендодателя. Мы здесь не диктуем».
Платформа напрямую вовлечена в отношения арендодателя и арендатора. В Авито Путешествия работает круглосуточная служба поддержки. Можно позвонить или написать в чате.
«Наши специалисты всегда поддерживают обе стороны. Если что-то пошло не так во время проживания, до проживания, перед проживанием — ситуации могут быть разные, прорвало трубу например, если у арендодателя нет возможности заселить гостя, мы не бросаем в этот момент гостя. Мы помогаем, например, подобрать ему альтернативные варианты проживания. То есть путешественники с Авито действительно могут быть спокойны».
Что касается условий оплаты, то в Авито существует достаточно гибкая система настроек, и она находится на стороне арендодателя. Арендодатель может выставить размер предоплаты от 15 процентов от стоимости проживания до 100 процентов и так же варьировать период бесплатной отмены.
По словам Кромочкина, по итогам прошлого года совокупный объём рынка туристического жилья — отели плюс частная недвижимость — превысил уже 900 млрд рублей. И соотношение примерно 60 на 40. Пока всё-таки отели в абсолютных значениях занимают большую часть, но динамика роста в сегменте частной недвижимости выше.
«Во-первых, тут важно смотреть на предпочтения самих туристов. И мы видим, например, что за последние несколько лет, начиная с пандемии, все основные туристические направления уже изучены. Столицы, города-миллионники, юг России, Карелия, Алтай. Туристам хочется посмотреть что-то новое. Они приходят в новые локации, как вот это недавно было с Дагестаном — новой жемчужиной туристической. Сейчас идёт, на самом деле, большой рост туризма в малых городах, новых неочевидных локациях — Арктика, Дальний Восток активно развиваются. За прошлый год рост спроса составил там х3 относительно 2023 года. Аренда частной недвижимости позволяет этот спрос удовлетворить, потому что постройка отелей — это долго, дорого, требует определённых усилий. Чтобы сдавать жильё посуточно, достаточно минимальных вложений. И как раз там, где начинает прорастать спрос, мы видим, как пропорционально растёт количество предложений».
Осенью прошлого года сервис добавил более 17 тысяч отелей, прибавив к этому более 400 тысяч объектов частной недвижимости. По словам Кромочкина, в Авито сейчас самая большая база туристического жилья в России. Но их основной ключевой сегмент — это именно частная недвижимость.
В Авито посуточной арендой занимаются как частные владельцы недвижимости, сдавая один свой объект, так и управляющие компании. Например, за прошлый год количество арендодателей на платформе превысило 200 тысяч арендодателей, из них 142 тысячи — это частные арендаторы, которые сдают один свой объект.
Что касается туристической географии, традиционно популярностью пользуются столицы. Абсолютными лидерами являются Москва, Санкт-Петербург. Летом, безусловно, Краснодарский край, Крым. Сейчас появился новый тренд — это малые города: Торжок, Осташков, Тверь. В малых городах начинается новый туристический поток, потому что всё Золотое кольцо уже объездили, Алтай обходили и в Карелии были. Сейчас мы ожидаем рост именно в малых городах. Как правило, это более короткие поездки внутри своего региона, на уик-энд, чтобы на выходных не сидеть дома или не идти не в кино, а съездить в соседний город, посмотреть, что есть там интересного.
Дачный и загородный сегмент составляет порядка 20% от всей базы недвижимости. В сегменте загородной недвижимости лидирует Московский регион.