Наш канал в Телеграм

В Ситидрайве рассказали, как работает динамическое ценообразование в каршеринге

Динамическое ценообразование нужно сервису, чтобы автомобили не простаивали долгое время

В Ситидрайве рассказали, как они развивают систему динамического ценообразования: что это такое на практике, почему это так важно для каршеринга и с какими сложностями они сталкиваются.

Под динамическим ценообразованием в каршеринге понимают механизм, при котором базовая стоимость аренды (поминутная, почасовая и т. д.) зависит от плавающего коэффициента, который в свою очередь зависит от спроса, времени суток, локации и многих других факторов.

Это важно, так как:

  • Машины Ситидрайва должны всегда быть в пешей доступности для каршероводов даже в высокий спрос;
  • В сервисе хотят, чтобы автомобили не простаивали часами.
  • В компании рассказали, как пришли к системе динамического ценообразования, которая существует сегодня.

    На старте пользователям была предложена простая базовая модель (ML-модель).

  • В компании разработали коэффициенты, которые привязаны к определённому времени и зоне;
  • Когда машина паркуется, сервис проверяет, в какой зоне она стоит, и берёт «готовый» коэффициент из таблицы.
  • Автомобили в течение дня могут перемещаться между районами с разным уровнем спроса. Если, например, в каком-то месте по утрам стабильно высокий спрос, система это учитывает и применяет корректировку. Такой подход помогает сервису сделать так, чтобы автомобили были под рукой в том месте и в то время, когда они нужны.

    Второй подход: «Hex-based», и почему он удобен:

    Город был разделён на шестиугольники (гексагоны), популярный формат в геоанализе:

  • шестиугольниками легко покрыть всю карту без дыр и двойных наложений;
  • в каждом гексе можно собирать и агрегировать статистику (сколько поездок случалось в этот час и т. д.).
  • Такой подход закрывал базовые потребности на старте, но сервис стремится к автоматизации, а в данном случае таблицу с коэффициентами, например, обновлять нужно было вручную.

    В дальнейшем стало понятно, что события «здесь и сейчас» (пробки на дорогах, резкий всплеск спроса в определённом районе) могут сильно повлиять на загрузку автопарка. На втором этапе необходимо было при расчётах задействовать онлайн-факторы: активных пользователей в зоне, общее количество онлайн-заказов за недавний промежуток, количество доступных авто. При этом также учитывались (и при подведении итогов) время суток, выходные дни и другие внешние факторы.

    По итогам данного подхода было выявлено, что ценообразование стало гораздо чувствительнее к реальной обстановке. Сервис получил более гибкую схему ценообразования.

    Третий подход: «Car-based»

    На этом этапе было принято решение сделать персональный коэффициент для каждой машины, так как они все отличаются по модели, состоянию, пробегу, цвету, уровню топлива и другим факторам. Всё это влияет на то, насколько быстро автомобиль возьмут в аренду — а значит, и на оптимальную цену.

    При построении «Car-based» был проведён ряд исследований: анализ временных рядов (предсказание активности машин и пользователей), разделение городов (разные города имели разные паттерны спроса и поведения водителей), синтетические признаки (рассматривались такие признаки как время суток и количество топлива) и другие.

    В итоге был проведён двухнедельный тест модели, который показал, что «Car-based» даёт меньше простоя, чем комбинация предыдущих подходов, но внедрить её сложнее.

    Четвёртый подход — Глобальная оптимизация

    Смысл четвёртого подхода свёлся к тому, чтобы поддерживать некоторую долю машин свободными. В сервисе сознательно шли на жертву частью выгоды, оставляя машины свободными, чтобы можно было найти авто в пешей доступности.

    Таким образом, выводы по четырём подходам в ценообразовании следующие:

  • Hex-based-модель (только исторические данные) дала быстрый старт динамике цен;
  • Онлайновые корректировки добавили гибкость и научились подстраиваться к всплескам и падению спроса;
  • Car-based-подход позволил учитывать особенности каждой машины, но потребовал серьёзной инфраструктуры;
  • Глобальная оптимизация — следующий этап, в котором сервис старается найти «оптимальную точку» цены, учитывая спрос и необходимый резерв машин, чтобы пользователь был уверен, что всегда найдёт Ситидрайв поблизости.
  • Источник: Хабр
    Правила сообщества
    • будьте вежливы, уважайте участников;
    • старайтесь оставлять информативные, полезные и интересные комментарии;
    • соблюдайте действующее законодательство;
    • мы не приветствуем размещение промокодов и рекламы;
    • вы тоже можете стать автором или участником проекта и продвигать свои промокоды;