В сентябре по требованию дептранса Москвы Яндекс Go, Whoosh и МТС Юрент увеличили штрафы за использование своих самокатов несовершеннолетними до 100 тысяч рублей. Первый штраф и сразу на максимальную сумму за передачу управления самокатом несовершеннолетним был выписан Яндексом уже 13 сентября. Спустя несколько дней после этого МТС Юрент оштрафовал на аналогичную сумму супружескую пару за совместную езду на самокате.
РБК обсудили с Дмитрием Чуйко, основателем и гендиректором Whoosh, гендиректором МТС Юрент Иваном Туринге и руководителем сервиса Самокаты в Яндекс Go Леонидом Ясиновским ситуацию со штрафами и что нужно делать для повышения безопасности на дорогах.
Отслеживание нарушений в городе
По словам Ивана Туринге, в крупных городах для отслеживания нарушений используются дорожные камеры. Кроме того, МТС Юрент проводит совместные рейды с Госавтоинспекцией, в ходе которых сотрудники ведомства останавливают пользователей, проверяют документы и выявляют их возраст. Дмитрий Чуйко добавляет, что помогают пользователи, которые сообщают о нарушениях через поддержку и соцсети. Также есть бот Ассоциации операторов микромобильности для направления штрафов. А Яндекс Go, как комментирует Леонид Ясиновский, установил укрупненные номера — это упрощает фиксацию нарушений.
Ужесточения мер на поведение пользователей сервиса
Дмитрий Чуйко считает, что самое главное, чтобы наказание за нарушение было неизбежным, а не зависело от размера штрафа. Для этого, по его словам, нужно создать систему, которая будет работать по аналогии со штрафами для автомобилистов. Сейчас Whoosh и другие сервисы работают с дептрансом Москвы над тем, чтобы штрафы за нарушения правил пользования самокатом выставлял регулятор.
Леонид Ясиновский добавляет — высокие штрафы касаются только малого процента пользователей, для которых опасный стиль вождения — это норма. А Иван Туринге говорит о том, что первоочередная задача — не оштрафовать, а предупреждать. Штрафы нужны, чтобы у пользователей не возникало желания нарушать правила.
Альтернативные способы решения проблемы, кроме штрафов
По словам Ивана Туринге, одной из ближайших инициатив является регистрация всех средств индивидуальной мобильности (СИМ) в едином реестре. Считается, что регистрировать там нужно не только самокаты, которые сдаются в аренду, но и частные. Шеринг может снижать скорость в местах большого скопления людей, но частные пользователи остаются в серой зоне.
Дмитрий Чуйко считает, что неотвратимость наказания важнее штрафов. Большое значение имеет развитие инфраструктуры и информирование пользователей о правилах, внедрение технологий. Леонид Ясиновский имеет аналогичную точку зрения: обучение и технологии помогут избежать большего количества нарушений.
Информирование пользователей о новых правилах и штрафах
Whoosh использует множество способов для информирования пользователей: email-рассылки, push-уведомления, баннеры в приложении, обновления в оферте, которую подписывают пользователи. Также они открывают школы вождения в городах, где происходит обучение ПДД и безопасному использованию самокатов. Дополнительно активно используются соцсети и сотрудничество с городскими властями для распространения информации;В МТС Юрент есть служба поддержки и собственный ситуационный центр, который получает информацию о правонарушениях. Они также создали чат-бот, которому человек может рассказать об увиденном нарушении, в перспективе планируется внедрить его по всей стране. Для коммуникации с пользователями используются push-уведомления и СМС — для информирования о ПДД и уведомления о штрафе;Яндекс GO информирует о новых правилах и штрафах в приложении.Сотрудничество с конкурирующими сервисами аренды самокатове
В приложении Яндекс Go пользователи могут арендовать самокат МТС Юрент, что показывает нашу стратегию партнёрства даже с конкурентами. Ещё реализуются проекты по созданию велодорожек и парковок, где инвестиции и ресурсы делятся между всеми основными операторами, включая МТС Юрент, Whoosh и Яндекс Go. По словам, Ивана Туринге инвестиции в инфраструктуру распределяются гибко: «Мы можем совместно финансировать одну улицу или делить расходы на разные участки города».
Необходимые изменения в регулировании кикшеринга
Иван Туринге считает, что в отрасли необходима поддержка государства, особенно в администрировании штрафов. Это может повысить восприятие кикшеринга, и заставит пользователей задуматься о последствиях нарушений. Дмитрий Чуйко добавляет, что Важно не только вводить ограничения и штрафы, но и создавать условия для безопасного и удобного использования самокатов, развивать инфраструктуру. Сейчас многие пользователи вынуждены ездить по проезжей части, хотя по ПДД это запрещено. А на узких тротуарах им неудобно из-за пешеходов.
Перспективы рынка аренды электросамокатов все оценивают позитивно. Леонид Ясиновский обращает внимание на то, что безопасность останется приоритетом.