Власти Перми обсуждают запрет парковки СИМ в центре и на главных улицах города
В публичных слушаниях также приняли участие активисты и представители кикшеринга
В публичных слушаниях также приняли участие активисты и представители кикшеринга
Администрация Перми рассматривает проект по полному запрету стоянки СИМ в центре и на 38 основных улицах. Парковка в других районах будет возможна только в зоне велопарковок. В мэрии объяснили, что решение связано с частыми ДТП, в особенности среди детей и людей пожилого возраста.
9 февраля прошли вторые публичные слушания об изменениях в размещении электросамокатов. Помимо администрации города, в обсуждении приняли участие активисты, представители кикшеринга и экологических объединений. Пермские СМИ сообщили о поддержке запрета большинством участников. В то же время присутствующие отметили, что единственным, кто высказался «за» ограничения был соорганизатор мероприятия.
В качестве подтверждения инициатив власти приводят данные дорожной полиции. В 2023 году в Перми с участием СИМ произошло 76 аварий, в ходе которых пострадало 70 человек. В девяти случаях виновниками были сами водители – один из них погиб. Тем не менее только в ДТП с автомобилистами пострадали 44 жителя Перми, а смертельные травмы получил 21 человек.
Сервисы кикшеринга и активисты замечают, что безопасность во время движения не связана с запретом стоянки электросамокатов. Проблему нужно искать в нераздельных транспортных потоках, отсутствии обучения и велодорожек, из-за чего водители СИМ ездят по пешеходным тротуарам.
Решение властей не сможет повлиять на количество аварий, поскольку трафик останется прежним. Только услугами кикшеринга Whoosh в 2023 году в городе пользовались 160 тысяч человек, совершивших 3 млн поездок. По данным сервиса Юрент, на двоих операторов за последний год в Перми пришлось более 6 млн поездок.
При наличии должной инфраструктуры удастся сохранить безопасность всех участников движения: водителей авто и самокатов, а также пешеходов. Например, аварийность в Москве уменьшают медленные зоны. На участках дорог вблизи жилых районов, парков и транспортных пересадочных узлов скорость арендованных самокатов автоматически снижается до 5-15 км/ч.
«В рамках принятой на 2024 год стратегии «Год безопасного самоката» компания Юрент предлагает властям Перми создать постоянную рабочую группу с участием представителей бизнеса, города, общественных организаций для обсуждения вопросов развития велоинфраструктуры и регулирования кикшеринга в городе.
Проект правил благоустройства в предложенном администрацией виде ограничивает не только операторов аренды, но и владельцев частных электросамокатов, город в принципе предлагает ограничить права всех людей, которые хотят передвигаться на мирокомобильном транспорте, при этом количество владельцев электросамокатов, как частных, так и арендных, растет год от года.
Быстрый необдуманный запрет не решит проблему отсутствия в городе инфраструктуры и аварийности с СИМ, а скорее всего усугубит ее: даже если частные компании ограничат парковку в центре города, потребность в микромобильном транспорте никуда не исчезнет. Скорее всего вырастет количество поездок на частных самокатах, что может привести к увеличению количества ДТП с тяжелыми последствиями за счет более высокой скорости».
Кроме того, уменьшению ДТП способствует и внедрение практики преподавания ПДД для СИМ в школах, колледжах и вузах. Ранее Whoosh представил открытые материалы к занятиям в образовательных учреждениях – программы помогут распространить принципы этичного вождения в России и объяснить правила на практике. В 2023 году сервис уже провёл ряд мероприятий для студентов Москвы, Санкт-Петербурга, Сочи, Тулы и Рязани.
«Нужно говорить не про запреты, а про пропаганду культуры, учить людей. Мы готовы заниматься этим при помощи администрации и ГИБДД: делиться материалами в школах, вузах, вплоть до родительских чатов. Мы в 2023 году проводили школу вождения, где мы учим ездить на самокатах – она будет проведена и в 2024 году.
Практика наша такая, которую принимает всё больше городов — это установление правил парковки: где парковки можно размещать и где нельзя. Например, нельзя размещать на велодорожках, на тротуарах меньше 1,5 метра. Но запрещать целый район, который является точкой трафика в городе – это сценарий сомнительный, который существенно ограничит в правах жителей города в целом и жителей центра в частности».