Кикшеринг Whoosh подтвердил намерение выйти на Московскую биржу
Планы стать публичной компанией гендиректор Whoosh назвал очередным этапом развития бизнеса и российского рынка в целом
Планы стать публичной компанией гендиректор Whoosh назвал очередным этапом развития бизнеса и российского рынка в целом
Кикшеринг Whoosh рассматривает возможность провести первичное публичное предложение акций (IPO) на Московской бирже. Окончательное решение будет зависеть от рыночной конъюнктуры. С помощью IPO компания планирует привлечь капитал для инвестиций в развитие сервиса.
По словам генерального директора Дмитрия Чуйко, намерение стать публичной компанией является очередным этапом развития бизнеса Whoosh и российского рынка в целом. Он считает, что данный шаг позволит сделать транспортные сервисы микромобильности более доступными для большего числа жителей городов.
«Мы убеждены, что IPO на Московской Бирже, помимо диверсификации структуры капитала и привлечения дополнительного финансирования для развития Компании, позволит обратить внимание на новую с точки зрения инвестиций, но уже ставшую элементом повседневной жизни, историю кикшеринга».
Существующие акционеры Whoosh могут продать часть своих акций для создания ликвидности на вторичном рынке, сохранив значительную долю в капитале, а основатели продолжат управлять компанией. Объём предложения с их стороны обещают определить позже.
Кикшеринг утверждает, что привлеченные в ходе IPO средства компания использует для финансирования инвестиционной программы группы Whoosh, в том числе для расширения парка, укрепления лидерских позиций на существующих рынках и выхода в новые регионы.
Для проведения IPO Whoosh подала заявление на включение её обыкновенных акций ПАО «ВУШ Холдинг» в Список ценных бумаг, допущенных к торгам на ПАО Московская Биржа.
Компания официально опубликовала ключевые финансовые и операционные показатели по своему бизнесу с 2019 года. Заключительным периодом в отчётности стали девять месяцев 2022 года. Статистика демонстрирует, что у кикшеринга продолжает расти количество пользователей и выручка.
По сравнению с девятью месяцами 2021 года, у Whoosh более чем в два раза выросло общее количество поездок: с 22,7 до 46,6 млн. Количество зарегистрированных аккаунтов увеличилось с 5,8 до 11,3 млн. Ровно в два раза выросло количество СИМ в парке сервиса: с 40,9 до 81,8 тысяч устройств. Количество локаций присутствия расширилось с 22 до 40.
Выручка кикшеринга за девять месяцев по сравнению с 2021 годом выросла с 3,702 до 5,718 млрд рублей. Чистая прибыль за тот же период уменьшилась с 1,806 до 1,632 млрд рублей. EBITDA увеличилась с 2,527 до 3,297 млрд рублей. При этом среднее количество поездок на активного пользователя выросло с 3,3 до 7,7 с 2021 года.
Со ссылкой на отраслевой отчёт компании Б1 Whoosh утверждает, что сейчас занимает первое место по количеству пользователей в России. Представители компании заявляют, что доля сервиса среди кикшерингов по выручке в России составляет 46%, а 47% поездок на самокатах в 2021 году совершались на самокатах Whoosh.
По оценке компании Б1, за 2021 год рынок кикшеринга в России вырос в денежном выражении на 260%: с 2,5 до 9 млрд рублей. При этом он сохраняет потенциал роста. Ожидается, что размер российского рынка в денежном выражении может увеличиться более чем в 10 раз относительно уровня 2021 года и достигнуть 96 млрд рублей в 2026 году.
В сервисной команде кикшеринга работают более трёх тысяч исполнителей с узкой специализацией. Ежедневно они заменяют 40 тысяч батарей в самокатах Whoosh, что позволяет компании эффективно увеличивать парк СИМ, сохраняя высокую доступность и эксплуатационные характеристики.
Компания собирается увеличивать свою долю на рынке в текущих городах присутствия и продолжать экспансию в новые города России и страны СНГ. Whoosh также планирует повысить операционную эффективность: продлить срок службы самокатов до пяти лет, локализовать производство комплектующих и создать собственные модели самокатов.
Компания собирается представить в 2024-2025 году самокат российской сборки Whoosh Scooter v0.1. Планируется, что он получит:
Ещё одной целью Whoosh будет создание единой платформы городской микромобильности. Кикшеринг планирует интегрироваться в городскую транспортную сеть, использовать новые модели самокатов и велосипедов, а также взаимодействовать с другими участниками рынка.